Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Товары и услуги Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Шото Звезда




Древние пьесы на сцене современного театра



Греция античная и современная

«Древнегреческая трагедия не просто текст. Она предназначена не только для чтения в библиотеке, но для постановки и живого развития ее традиций. Она жива, принадлежит эпохе духовного подъема, упирается корнями в нашу землю. Наш долг – развить духовную традицию, найти новые пути толкования древней трагедии. Мы мало знаем о древнем театре. Но необходимо знать Грецию, чтобы правильно понять прошлое. Мы живем там же, где и древние греки, черпаем из тех же источников. Над нами то же небо, вокруг та же природа – источник представлений и ощущений. Все это – живые факторы, помогающие осознать мысль и поэзию древнего творчества... Нужно открыть глаза на мир античности и мир современный, и тогда мы почувствуем силу и величие древнегреческой трагедии, услышим правдивый голос поэта... Мы должны сохранить дух греческого театра, полюбить его в цвете, звуке, в том, что сохранило значимость с древнейших времен. Обратимся к правде, что поможет избежать омертвления драматического театра. Настоящий театр должен отвечать требованиям зрителя сегодняшней эпохи».

Одно из самых ярких моих жизненных впечатлений – постановка «Орестеи» Эсхила, осуществленная Куном на сцене древнего театра Эпидавра. Стояло жаркое лето. После афинской духоты оливковая роща древнего святилища показалась нам раем. Среди серебристо-зеленоватых деревьев повсеместно мелькали разноцветные палатки многочисленных туристов, прибывших из разных стран мира, чтобы увидеть знаменитую драму Эсхила в трактовке Карола Купа. Наступала вечерняя прохлада. Солнце упало за гору, и мгновенно, как это бывает на юге, наступила ночь. Более 10 тыс. зрителей почти бесшумно заняли свои места на нагретых за день каменных сиденьях древнего театра. Наступила полная тишина, изредка нарушаемая криками сов. Купол черного южного неба усыпали бесчисленные звезды. Появилось почти мистическое ощущение своего «я» в единении с беспредельным космосом, ощущение красоты южного неба, невидимых, но близких гор, от которых веяло прохладой. Тишина была поразительной. Я невольно обернулась и увидела во тьме множество крохотных светящихся точек. Люди курили по европейской привычке, и только так можно было определить многотысячное присутствие зрителей. Все замерло.

Игра актеров Художественного театра оживила дыхание древней Эллады. Действие развивалось на небольшой сцене. Художественные формы спектакля были скупы, но в то же время выразительны. Вспыхнул яркий сильный свет, и появился Орест в белых одеждах. Во имя долга Электра вдохновила брата на жестокую месть. Оскорбленное сыновье чувство приводит его к убийству матери, он мстит за своего отца, Агамемнона. Перипетии драмы захватывают с первого мгновенья. Виновен ли Орест, выполнявший свой нравственный долг? Заслуживает ли он оправдания или подлежит осуждению? А что есть нравственный долг? Философский аспект спектакля, стремление воспринимать человека в единении с миром являет собой величие древней трагедии, от которой протянуты нити к проблемам нравственности наших дней. Ощущение было поразительным. Мы принимали героев Эсхила как живых людей, они были близки своими муками совести, страстями. Всем ходом спектакль утверждал необходимость нравственного совершенства. Незабываемы Эринии, богини мщения, преследующие Ореста, их жуткий танец, застывшие маски – важнейшие компоненты спектакля.

Кун как-то заметил, что если бы Эсхил жил сегодня, то ставил пьесы так же, как и мы. Он сумел бы понять психологию зрителя. Обязанность режиссера наших Дней – понять современников, а через нее – древних поэтов, сосредоточиться на любви к современной Греции. Театр Древней Греции живой. Он связан с умом, телом греческого народа». В финале спектакля прожектор высвечивает на сцене путь, по которому медленно идет измученный угрызениями совести Орест. Режиссер использует здесь христианский символ – крест, чтобы утвердить мысль о необходимости борьбы со злом во имя освобождения человечества.







Греция далекая и близкая
Содержание
Маски появляются в театре
Роль Карагиозиса и театр теней
Послевоенная жизнь и её отраженье в театрах Греции
Большой успех и новаторство режиссёра Куна
Фильмы режиссёра Дассена – событие в кино
Сила таланта Ирены Папас
Кентро – центр греческих мелодий и танцев
Музыка Теодоракиса – ветер свободы для народа
Фильм-драма «Человек с гвоздикой»
Творчество знаменитого поэта Кавафиса
Всемирная известность греческого поэта Рицоса
Жизнь и творчество мастера живописи
Плавание на корабле «Арго» будет увлекательным
Разбираем часть древних раскопок
Основные события в жизни царя Филиппа II
Достижения политики царя Филиппа
Большой интерес археологов Хьюза и Ромейоса
Сколько мастерства нужно для изготовления панциря воина