Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Товары и услуги Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Шото Звезда




Фильм-драма «Человек с гвоздикой»



Греция античная и современная

На размещение американских баз в стране общественность отвечает взрывом гнева, демонстрациями, студенческими выступлениями. События 50-х годов прозвучали исключительно актуально в контексте современной истории страны. «Человек с гвоздикой» вновь встал в ряды борцов за светлое будущее и безоблачное небо над Элладой.

Роль Н. Белоянниса играет не профессиональный актер, а преподаватель университета, филолог. Однако судьба героя настолько захватила личность самого исполнителя, что в своей игре он достигает той блестящей патетики, на которую способен далеко не каждый актер.

Сильный эмоциональный фон создает в фильме музыка. Речь Белоянниса внезапно прерывается, начинает звучать только музыка, набирающая силу. Мощные аккорды, ассоциирующиеся с голосом народа, как бы продолжают речь Белоянниса. Народ и герой едины – таков замысел фильма. Традиции античной драмы и песенного фольклора сливаются в музыкальной композиции М. Теодоракиса, усиливая художественный эффект. Фильм завершается реквиемом павшим за Родину, в котором звучат оптимистические ноты.

Лейтмотив фильма – красная гвоздика. Белояннис получает ее из рук любимой женщины, его жены и соратника – Эви. Ее образ представляется Н. Дзимасу своеобразным эстетическим идеалом. Она не похожа на шаблонную красавицу, примелькавшуюся на экранах мира. В ней поражает внутренняя красота, нравственная чистота, сила чувств. Эви принадлежит к той плеяде гречанок, которых выдвинула народно-освободительная борьба в стране со времен турецкого ига. Зритель проникается глубоким сочувствием к этой женщине, достойно вынесшей все испытания. В тюремной камере она родила сына и до последнего момента была уверена, что ее казнят вместе с мужем. Измученная, но не сломленная, она все выдержала и все преодолела.

Темная ночь. У ворот тюрьмы матери, сестры, жены. «Сегодня воскресенье. Казни не будет», – бросает им офицер. Поверив, они расходятся, предельно усталые, измученные ожиданием. Через несколько минут – стук сапог в коридорах тюрьмы, и осужденных поведут на казнь. Откроется окошечко в камере Эви, несколько мгновений будет длиться прощание. Вновь в руках у Белоянниса красная гвоздика, символ нежности и любви. Душераздирающий крик Эви. Все. Фильм завершается.

Одна из главных тем фильма – становление личности человека в процессе борьбы. Кому-то уготована роль человека, сломленного допросами. Кто-то теряет человеческое достоинство, но остаются угрызения совести.

Их пятеро в грузовике, только что покинувшем ворота тюрьмы, их везут на казнь. Один из товарищей, сжав лицо руками, плачет: «Никос, ты считаешь нас предателями?» «Нет, не считаю, и партия не считает». Можно простить слабость, но нет прощения подлости. Жизнь, борьба и смерть греческих героев найдут отклик в сердце народа, сплотят и поведут на дальнейшую борьбу.

Красная гвоздика на темном пиджаке Белоянниса как пятно алой крови. Они стоят у стенки. Им не надо завязывать глаза! Напротив – шеренга молодых солдат, тщательно целящихся дрожащими руками. Выстрел! На камнях в крови лежат герои. Над ними озверевшее лицо палача, добивающего выстрелами в упор тех, кто еще жив. Закончив, он рывком расстегивает ворот мундира – «душно!».

Весть о расстреле героев потрясла известного поэта Янниса Рицоса, из-под пера которого возникли строки: Ты ушел от нас, Никое, но пламя гвоздики Зажигает в народах великую бодрость, Зажигает надежду в сердцах миллионов...

Ты научил нас, как нужно жить, Как умирать достойно! Этой гвоздикой, ты, словно ключом, Дверь отворил в бессмертье...

Весь художественный строй фильма пронизан оптимистической верой, надеждой на грядущее торжество правого дела. Борьба героев продолжена новыми поколениями, эстафета непрерывна...

Падают гвоздики из людских рук на могилы казненных. Через мгновение – другой кадр – возложение гвоздик у здания Политехнической школы в Афинах жертвам студенческого восстания, которое привело к падению хунты. Режиссер Н. Дзимас раздвигает рамки повествования, захватывая события до и после гибели «человека с гвоздикой», талантливо развертывая повествование о нелегкой жизни греческого народа в наш XX век. И, как символ победы, горит маленькое пламя – красная гвоздика.

– Почему вы обратились к этой теме? – спросила я Н. Дзимаса.

– Меня привлек светлый образ самого Никоса Белоянниса, настоящего героя нашей страны, его борьба, его мужество.

– Как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся в современном греческом кино?

– В Греции успех может быть достигнут только благодаря самоотверженности режиссера. Мы гордимся Ангелопулосом, но талантливому режиссеру, который живет в основном в Париже, понадобилось 20 лет, чтобы обрести известность. Нашелся, к счастью, судовладелец, который согласился финансировать фильмы Ангелопулоса, имевшие большой успех.

На экранах нашей страны засилье американских фильмов. Правительство не ставит преград этому потоку, как то делается в определенной степени во Франции и Англии. Прогрессивно мыслящие режиссеры не получают поддержки. Владельцы кинотеатров не выделяют залов для просмотра.







Греция далекая и близкая
Содержание
Маски появляются в театре
Роль Карагиозиса и театр теней
Послевоенная жизнь и её отраженье в театрах Греции
Большой успех и новаторство режиссёра Куна
Фильмы режиссёра Дассена – событие в кино
Сила таланта Ирены Папас
Кентро – центр греческих мелодий и танцев
Музыка Теодоракиса – ветер свободы для народа
Фильм-драма «Человек с гвоздикой»
Творчество знаменитого поэта Кавафиса
Всемирная известность греческого поэта Рицоса
Жизнь и творчество мастера живописи
Плавание на корабле «Арго» будет увлекательным
Разбираем часть древних раскопок
Основные события в жизни царя Филиппа II
Достижения политики царя Филиппа
Большой интерес археологов Хьюза и Ромейоса
Сколько мастерства нужно для изготовления панциря воина