Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Товары и услуги Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Шото Звезда




Маски появляются в театре



Греция античная и современная

Театр в древней Греции был подлинной школой жизни. Он формировал личность, поднимал героический дух, воспитывал эстетический вкус, улучшал нравы, бичевал порок.

Античные мыслители утверждали, что предназначение ораторского, а следовательно, и театрального искусства заключается в том, чтобы «смывать блестящими словами грязь с души».

Характерная черта античного театра заключалась в использовании актерами масок. Во время праздника Диониса был обычай обмазывать лицо первыми винными дрожжами нового урожая. Лицо священной статуи Диониса также окрашивали в красный цвет, что послужило, возможно, одним из поводов к возникновению маски, вначале спокойной, а позднее – отражающей меняющееся психическое состояние человека. Актер-мужчина играл мужские и женские роли.

Представление начиналось с восходом солнца и продолжалось в течение всего дня. О бедах, происходивших за пределами действия на сцене, зрители узнавали от вестников.

Не представляй ты на сцене того, чему лучше свершаться

Там, за стеной. Есть вещи, которые нам видеть не должно.

Пусть же о них в свое время свидетель нам скажет речистый.

(Гораций. «Искусство поэзии»)

Порой игра актера и мастерство драматурга были настолько сильны, что у зрителей возникала иллюзия изменения неподвижной маски.

Актер воспринимался гражданами Афин как равный по достоинству великому поэту или хорегу. До нас дошли слова Демосфена: «Актеров судят по голосу, политиков – по мудрости». Помимо виртуозного владения голосом актер обязан был танцевать, играть на музыкальных инструментах, петь, совершенствовать пластику движений. Данные принципы легли в основу мировой школы театрального искусства.

Сила воздействия античного театра была исключительно велика, объединяя единым дыханием огромные массы, делая их участниками и судьями, заставляя обостренно, страстно переживать перипетии пьес Эсхила или Софокла. Театр Диониса вмещал 12 тысяч человек, театр Эпидавра – 17 тысяч, а кроме того, существовал театр Додоны, театр Филиппа и многие другие.

Античный театр воспитывал чувство красоты, вводил в волшебное царство фантазии. Элементы античной музыкальной и театральной культуры легли в основу современного театрального искусства.

Позднее античность подготовила появление культуры Византийской империи. На протяжении долгого периода христианская церковь преследовала народно-обрядовые игры светского и полуязыческого характера античной эпохи, создавая при этом свой специфический культовый театр. Была разработана целая система христианского песнопения. Интересна в этом отношении форма стихиры-хорала, призывавшего к стойкости в борьбе с внешними враждебными силами. Большая роль принадлежала в Византии придворной музыке, обнаружившей связи с музыкой императорского Рима. На византийской почве широкое применение в придворном и частном быту получил орган, распространившийся в другие страны Европы.

В средние века получает развитие культовая драма. На уже существующие мелодии гимнов сочинялись диалогизированные парафразы библейского текста, к которым начали добавлять пантомимические действия. Небольшие сценки с течением времени стали соединяться между собой в целые представления, составляя рождественскую или пасхальную пьесу. Так называемая литургическая драма постепенно наполнялась светскими литературно-театральными элементами, расширялось использование декоративных, зрелищных элементов. Позже литургические драмы стали называться мистериями.

В мрачную эпоху владычества турецких султанов театральное искусство замирает, но сохраняется в народе песенное и танцевальное искусство, устная поэзия.

После национально-освободительной войны 1821 – 1829 гг. переживает подъем народная музыка Греции. Особый интерес представляют песни исторические, песни клефтов (повстанческие), песни-легенды, морские, анастенарии (сопровождавшиеся плясками па раскаленных угольях), лирические, хороводные, застольные, танцевальные, полные жизнерадостности. Все они в целом оказали исключительно сильное влияние на искусство современной Греции. В XIX в. получает развитие специфический народный театр теней. О нем и пойдет речь ниже.

Бедный, постоянно преследуемый, но неунывающий, жизнерадостный и остроумный Карагиозис (турецкий Карагёз) значит для греческого народа то же, что для русского – знаменитый Петрушка. Его бесконечные похождения и тирады – квинтэссенция неисчерпаемой мудрости и народного юмора.

Греческий театр Карагиозиса (в переводе «черный глаз») является старейшим из существующих в стране. Он рассказывает о бесконечных комических приключениях бедного голодного грека, перебравшего множество профессий, чтобы заработать на жизнь. Он постоянно попадает впросак, терпит массу неудач, пытается выбраться из нищеты, но тщетно. Театр вырос на фольклорной основе, народных сказаниях народов Восточного Средиземноморья. В Греции он появился во время османского ига, а в конце XVIII в. приобрел форму общедоступного народного театра.

Но откуда все-таки появился этот горбатый большеглазый человечек с висячим носом? Чем объяснить его обаяние? Каким образом ему удается держать в напряжении аудиторию на протяжении нескольких столетий и влиять даже на эволюцию современного театра Греции, проникать на телеэкран, в большую литературу, заставлять ученых посвящать ему научные труды?







Греция далекая и близкая
Содержание
Маски появляются в театре
Роль Карагиозиса и театр теней
Послевоенная жизнь и её отраженье в театрах Греции
Большой успех и новаторство режиссёра Куна
Фильмы режиссёра Дассена – событие в кино
Сила таланта Ирены Папас
Кентро – центр греческих мелодий и танцев
Музыка Теодоракиса – ветер свободы для народа
Фильм-драма «Человек с гвоздикой»
Творчество знаменитого поэта Кавафиса
Всемирная известность греческого поэта Рицоса
Жизнь и творчество мастера живописи
Плавание на корабле «Арго» будет увлекательным
Разбираем часть древних раскопок
Основные события в жизни царя Филиппа II
Достижения политики царя Филиппа
Большой интерес археологов Хьюза и Ромейоса
Сколько мастерства нужно для изготовления панциря воина