Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Товары и услуги Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Шото Звезда




Послевоенная жизнь и её отраженье в театрах Греции



Греция античная и современная

Прогрессивно мыслящая интеллигенция определила свою гражданскую позицию. Классические пьесы в постановке Куна прозвучали как слишком «левые» и были запрещены диктатором Метаксасом. Театр прекратил свое существование, но вновь возник в начале оккупации в 1942 г., когда был очень необходим. Режиссер вспоминает это время как «эмоционально щедрое». Они работали с огромной отдачей. «К сожалению, некоторые пьесы мы проигрывали целиком лишь на репетиции, но при этом испытывали высокий подъем. Все принимали участие в Сопротивлении. Почти все были в рядах ЭАМ (Национальный освободительный фронт.). Нас постоянно окружала опасность, мы терпели лишения, но верили в братство и в будущий мир без насилия. Какими искренними мы были! Те годы я никогда не смогу забыть!»

Но послевоенный мир оказался очень сложным. В 1945 г. Художественный театр перестал существовать. В Греции развернулась гражданская война, длившаяся до 1949 г., когда сопротивление людей было сломлено и тысячи политзаключенных брошены в тюрьмы. Партия Греции ушла в подполье. Послевоенные годы характеризовались усилением экономической и политической зависимости страны от западных держав. Наступил политический и социальный кризис в стране. «Наши идеалы, мечты развеялись, исчезла вера. В 1946 г. я попытался собрать то, что осталось. Крылья у нас были опущены». Некоторые актеры погибли в застенках, другие стали узниками концлагерей, третьи испытывали духовный кризис. В течение двух лет Кун работал режиссером в Национальном театре и в драматической школе, им созданной, где под его руководством шло обучение сценическому мастерству. Из стен ее вышло не одно поколение греческих актеров и влияние ее на духовную жизнь народа во второй половине нашего века трудно переоценить.

После окончания второй мировой войны, утраты гуманистических ценностей человечество, казалось, потеряло веру в прекрасные идеалы. Все было фальшивым на фоне страшных жертв, дикости, разгула фашизма, мракобесия. Возникла потребность в новом искусстве, лишенном лжи и фальши. И вновь возникший, как птица Феникс, Художественный театр стремится донести до зрителя правду жизни. С выпускниками школы Кун поставил в 1954 г. пьесу Торнтона Уайлдера «Наш городок».

Современный греческий драматург Яков Камбанеллис вспоминает, что после возвращения из лагеря Маутхаузен на родину он нашел единственный театр, в постановках которого отразилась сложная жизнь XX столетия. Этим театром был Художественный. Постановки Карола Куна послужили толчком для создания Я. Камбанеллисом собственной пьесы «Двор чудес», поставленной театром в 1957 г. и явившейся поворотным пунктом в современной греческой драматургии.

Эта пьеса о людях, живущих в бедном пригороде Афин. Одни прибыли в Грецию после малоазиатской катастрофы 1922 – 1923 гг., другие из маленьких провинциальных городков, третьи, как русская Ольга, дочь эмигрантов, родились на этой земле, ставшей им родиной. Все герои тесно связаны между собой условиями быта, общими проблемами и укладом жизни. Двор их многонаселенного дома (символ Греции), или «двор чудес», – место их встреч, ссор, любви, скандалов, то место, где раскрываются их характеры и судьбы. Они тяготеют к взаимному контакту, который будет утерян последующими поколениями. Их судьбы различны. Хорошенькая Дора тронута сердечной, молчаливой привязанностью ее друга Янниса, но продолжает прогулки с человеком в коротком пиджаке, имеющем машину. Он – ее надежда на спокойную жизнь. Брак по любви – непозволительная роскошь для бедной девушки. Жена моряка, темпераментная Мария, пытается сохранить верность мужу и общепринятой морали, но требования плоти побеждают. Дочь старухи Аннето выходит замуж за англичанина, покидает мать, которая хочет скрыть от обитателей двора свое трагическое одиночество.

Начавшийся в стране строительный бум снесет «двор чудес». В пьесе ощущалась зыбкость бытия в послевоенной Греции. Годы оккупации, нищеты, мук заставляют героев мечтать о «земле обетованной». Девушки стремятся выйти замуж за иностранцев и уехать в другую страну, жить без страха за завтрашний день. Одни мечтают эмигрировать в Австралию в поисках лучшей жизни, другие предаются иллюзиям, третьи не осуществили свои мечты и возвращаются в тот же двор, как семья беженцев из Малой Азии, смирившаяся с каждодневной борьбой за кусок хлеба. И только сын их Иорданис живет в своем мирке, украшает нищую обитель разноцветными картинками и вазочками, чтобы скрасить тоскливую серость бетонных стен. Устремив взгляд в звездное небо, он вспоминает отчий дом, иную землю, философствует и тоскует. «Двор чудес» представляет собой панораму греческой жизни в 50-е годы. На небольшом его пространстве разыгрывается социальная драма целого поколения. Прозаическая действительность переплетается с мечтой, красота с грязью, чувство долга и честность – с мошенничеством. Но этот двор – единственное место в мире, которое их объединяет, и они готовы протянуть друг другу руку помощи. В жизнь входит не только страдание, но и любовь. Водопроводчик Стратос любит Ольгу, мечтает о собственном доме. Но любовные отношения приводят к драме и самоубийству мужа Ольги – Стелиоса, человека интеллигентного, страдающего от постоянного ощущения собственного унижения, связанного с нищетой. Мелкий служащий в банке, он не может обеспечить жене того существования, которого она, по его мнению, заслуживает, пытается обрести удачу в карточной игре, занимает деньги у обитателей двора, но, запутавшись окончательно, гибнет. И в любви герои не могут обрести истинного счастья.

Символично начало пьесы. Люди судорожно занимают комнатушки, не хватает пространства. Двор – прообраз страны, маленькой и тесной, нищей, погруженной в путы социальных и политических проблем, зависимой от «богатых» стран, диктующих свою волю. В жизнь обитателей «двора чудес» врываются события новой жизни. Появляются незнакомые люди, измеряют двор вдоль и поперек. Начинается строительный бум, и старые домишки подлежат сносу. Нужно искать новое пристанище, ибо надежда на чудеса растаяла. Первой жертвой стал Иорданис, отказавшийся подчиниться приказу полицейского. «Спускайся, милый, – говорит ему старуха Аннето. – Ну что поделаешь! Мы рождены беженцами... Мы как текучая вода». Двор обречен на исчезновение. Но с приходом новых времен жизнь не становится лучше. Весь спектакль пронизан мыслью о судьбах Греции и ее народа. Такую правду не мог сказать ни один другой театр.







Греция далекая и близкая
Содержание
Маски появляются в театре
Роль Карагиозиса и театр теней
Послевоенная жизнь и её отраженье в театрах Греции
Большой успех и новаторство режиссёра Куна
Фильмы режиссёра Дассена – событие в кино
Сила таланта Ирены Папас
Кентро – центр греческих мелодий и танцев
Музыка Теодоракиса – ветер свободы для народа
Фильм-драма «Человек с гвоздикой»
Творчество знаменитого поэта Кавафиса
Всемирная известность греческого поэта Рицоса
Жизнь и творчество мастера живописи
Плавание на корабле «Арго» будет увлекательным
Разбираем часть древних раскопок
Основные события в жизни царя Филиппа II
Достижения политики царя Филиппа
Большой интерес археологов Хьюза и Ромейоса
Сколько мастерства нужно для изготовления панциря воина