Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Товары и услуги Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Шото Звезда




Роль Карагиозиса и театр теней



Греция античная и современная

Самым важным человеком в театре теней является исполнитель роли Карагиозиса. Он выполняет многочисленные функции: актера, режиссера, художника, постановщика. За подсвеченной сценой он манипулирует многочисленными палочками, приводящими кукол в движение. Как правило, он играет не одну ведущую роль, а несколько одновременно. Причем характеры его героев совершенно разные, как и голоса. Он же будет производить шумовые эффекты, петь песни, острить, хохотать, плакать, рычать. Все в целом требует невероятного напряжения, и тот, кто связывает себя с Карагиозисом, остается верен ему навсегда. А публика весело хохочет, наслаждается спектаклем, даже зная порой заранее, что произойдет в последующей сцене. Греки обожают национальный театр теней, знакомство с которым начинается с раннего детства и длится до глубокой старости.

Но широкую популярность он приобрел не сразу. В первой трети XIX в. греки освободились от турецкого ига, но вскоре стали подвластны баварскому принцу Оттону, ставшему королем. Страна испытала на себе очень жесткое влияние великих держав. Обретенная свобода сводилась к тому, что иногда разрешалось поговорить за «общим столом» о насущных проблемах жизни. Греческий народ инстинктивно стремился сохранить свои традиции, противился западному влиянию, широко проникавшему в страну. Богатые круги слушали итальянскую оперу, обсуждали проблемы французского искусства за чашкой кофе, толковали о своеобразии голоса той или иной певицы, сидя в тени апельсиновых деревьев за аперитивом. Почва родины казалась им неплодородной.

В это царство проевропейской цивилизации ворвался Яннис Прахалис, неграмотный бродяга, очень смешной на вид, одетый в панталоны и китель – платье, которое со времен турецкого ига носили греческие бедняки и моряки, работающие в разных портах Малой Азии. Прахалис создал образ «маленького человека», ввел эту очень важную тему европейского искусства в греческое искусство. Карагиозис был в определенной степени тем, чем знаменитый гоголевский Акакий Акакиевич в русской литературе. Но в греческой литературе тема «маленького человека» получила развитие значительно позже. Представление с одним действующим лицом, героем обездоленным, презираемым, но не теряющим чувства юмораи не унывающим, было близко и понятно народу. Бывший моряк с греческого острова Мани несколько лет прожил в Константинополе, где выучил турецкий язык, с увлечением посещал представления театра Хаммам, что послужило отправной точкой для создания сценического образа Карагиозиса, появившегося в Афинах.

Кроме театра в Яннине и театра Прахалиса в Афинах, существовал народный театр теней в горах Эпира задолго до освобождения Греции. В пьесах его развивалась тема народно-освободительной борьбы, рассказывалось о героизме клефтов, народных мстителей, муках населения в условиях турецкого ига. Театр был запрещен турецкими властями, и потому спектакли ставились тайно в пещерах, за стенами монастырей; они оказали сильное влияние на умонастроение масс.

Итак, в Афины Прахалис принес впервые турецкий театр Хаммам, только язык был, естественно, греческим. Однако вскоре представления были запрещены, так как вызвали негодование ортодоксальной церкви. Прахалис перебрался в порт Пирей, где публика была беднее и проще. В конце жизни он вернулся в Афины, где выступал на месте древней агоры. В 1897 г. актер умер, как и жил, в бедности. Обычные зрители, бедные и неимущие, могли платить за единственную радость, доступную им, лишь гроши. И потому актеры театра Карагиозиса едва сводили концы с концами. Судьба Прахалиса стала почти традиционной их судьбой.

Народный театр пускал все более глубокие корни. Богатая публика продолжала посещать спектакли Мольера и Гольдони, которые ставили французские и итальянские труппы на центральных площадях – Синтагме и Омонии. Простой люд в это время наслаждался «Свадьбой Карагиозиса», поставленной на Плаке на димотике. Существовал и другой язык – катаревуса, на котором говорили те, кто получил образование, на нем писали книги, но простым людям он был недоступен.

Зрители платили за спектакль владельцу театра теней десятую часть драхмы, усаживались поудобнее, посасывали трубку наргили, получая двойное удовольствие во время трехчасового представления, в котором рассказывалось о том, как Карагиозис пригласил гостей с Востока и Запада на свою свадьбу. Еды у него не было, но он предлагал гостям утолить голод с помощью воображения, представляя, что они едят те или иные яства.







Греция далекая и близкая
Содержание
Маски появляются в театре
Роль Карагиозиса и театр теней
Послевоенная жизнь и её отраженье в театрах Греции
Большой успех и новаторство режиссёра Куна
Фильмы режиссёра Дассена – событие в кино
Сила таланта Ирены Папас
Кентро – центр греческих мелодий и танцев
Музыка Теодоракиса – ветер свободы для народа
Фильм-драма «Человек с гвоздикой»
Творчество знаменитого поэта Кавафиса
Всемирная известность греческого поэта Рицоса
Жизнь и творчество мастера живописи
Плавание на корабле «Арго» будет увлекательным
Разбираем часть древних раскопок
Основные события в жизни царя Филиппа II
Достижения политики царя Филиппа
Большой интерес археологов Хьюза и Ромейоса
Сколько мастерства нужно для изготовления панциря воина