Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Товары и услуги Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Шото Звезда




Сила таланта Ирены Папас



Греция античная и современная

В возрасте 12 лет Ирена Папас поступила в драматическую школу при Греческом национальном театре. Высокая и худенькая девочка выглядела старше своих лет. Ей можно было дать 18. Экзамен был сдан блестяще, но девочку «вышвырнули», как только узнали про столь юный возраст. Однако страсть к театру не проходила. В 20 лет она впервые сыграла в греческом фильме «Мертвый город», получившем признание на фестивале в Каннах. Далее последовало очень лестное для юной дебютантки приглашение сниматься в Голливуде по контракту, заключенному с Метро Голдвин-Мейер. Открывалась блестящая карьера. За пришедшим успехом скрывались большой и упорный труд, трепетное отношение к искусству, требовательность к самой себе.

Каждый спектакль она играет по-иному, ждет, волнуется и жаждет полного проникновения в образ. Признается и сейчас, что испытывает страх перед зрителем. «Порой у меня подкашиваются ноги. Боюсь идти в театр. Древний Энидавр принимает 17 000 человек, Их надо

убедить, сдвинуть с места. А что делать с тем поразительным магнетизмом, силой, идущей на вас от устремленных 34 000 глаз?» Тем не менее Ирена блестяще справляется с задачей, создавая истинно классические образы.

Актриса чувствует идущий от зрителя ток горячей любви, признательности и восхищения ее талантом. Для греческой публики важен не только талант, но и гражданское лицо того или иного актера. В пору правления хунты Ирена Папас покинула страну в знак гневного протеста. Семь лет длилось добровольное изгнание. После свержения фашистского диктата она вновь вернулась на родину, ибо ее искусство принадлежит своему народу. Судьбы современного европейского кино небезразличны Ирене Папас. С глубоким восхищением она говорит о таких мастерах, как Антониони, Феллини, Бергман. В американском кино ей импонируют такие актеры, как Стрип, Нино, Ник Николсон, Кэвин Клей. «Америка имеет большие технические и материальные возможности для развития кино, а в Греции главной проблемой является экономика. У нас много очень хороших кинорежиссеров и блестящих актеров, но нет денег. Внутренний рынок слишком мал. Продюсеры стремятся затратить как можно меньшую сумму, и это, естественно, отражается на качестве продукции. В Италии проживает более 50 миллионов, она имеет большой рынок сбыта, потому что итальянцы – «кинофилы». Несмотря на экономические трудности, для греческих актеров характерен постоянный поиск, совершенствование мастерства».

Сама Ирена Папас являет собой пример исключительно требовательного отношения к роли. Каждую предваряет напряженная творческая работа, стремление вникнуть в образ, понять его характер, постичь исторический рисунок. «Когда я играла Клеопатру (в „Антонии и Клеопатре") в театре Ирода Аттика, я была страшно зла на себя, потому что не успела побывать в Египте и увидеть пирамиды. Я бы иначе играла, зная, к примеру, ландшафт. И через мою игру публика ощутила бы это». Лучшие свои роли актриса сыграла, по ее мнению, под руководством Какоянниса как в кино, так и на сцене. «Вместе с ним мы работаем над очень хорошими фильмами, но более любим трагедию. Чувствую, что его мечты совпадают с моими. Как и я, он любит грандиозное в театре. В его проектах принимаю участие с самого начала. Потому мне и работается так хорошо с ним, что ощущаю – каждое мое мнение выслушают с большим вниманием, воспримут с уважением, даже если оно и негативно». Ирена неоднократно снималась в американских фильмах, но в процессе работы с американскими режиссерами «у вас, – говорит актриса, – никогда не возникает ощущения, что вы непосредственно принимаете участие в создании фильма, а скорее ощущение, что вас ведут за руку, как ребенка».

Актриса, пребывающая постоянно в поиске, натура глубоко творческая, ищущая нелегких путей. Ей часто предлагают роли в пьесах древнегреческих авторов, но она не переносит стереотипов в искусстве. «Я отказалась играть Медею на итальянской сцене, ту роль, которую играла успешно в Италии в 1976 г. Конечно, роль Медеи легендарная, но меня ужасает мысль, что мне придется повторять на сцене то, что уже было, в то время как рядом бурно прогрессирует кино и телевидение. Глубоко убеждена – будь Эсхил или Софокл живы, они бы придумали и использовали какие-нибудь лазерные бобы и все то новое, что может предложить мир в период бурного развития техники, чтобы создать неповторимое зрелище».

Актерское амплуа Ирены Папас достаточно обширно. С равным успехом она играет и комические роли. «Продюсеры постоянно стремятся навязать ту роль, которую ты уже успешно сыграла раньше... Но я не являюсь каким-то определенным типом на сцене. Я актриса, ремесленник, разные роли заставляют меня преображаться по-иному». Таким преображением стала ее роль в фильме мексикано-французского производства «Эрендира», который вышел в 1982 г. (сценарий создан по книге лауреата Нобелевской премии Габриеля Гарсиа Маркеса), а также в американском фильме «В ночь» – яркой вехе на ее творческом пути.

Ирене Папас исполняется 55 лет. В жизни ее наступила новая фаза. Каковы же планы актрисы на будущее? Она мечтает о создании собственного театра в Греции. «Я хочу открыть драматическую школу и театр. Но у меня нет пока материальных возможностей, чтобы поставить десять задуманных спектаклей на высоком профессиональном уровне. Играть я устала. В настоящее время, на данном витке жизни мечтаю выразить мое видение жизни, вещей, мои мечты и плоды воображения. Умру, если мной и впредь будут руководить. Хочу сама нести ответственность, даже если и не все у меня получится.

Мечтаю о собственной режиссуре, собственных сценариях. Два из них уже написаны. Мою новую работу постараюсь выполнять с большим чувством ответственности. Куда все это меня приведет – не знаю. Вполне возможно, что придется менять профессию. Играть в будущем совершенно незначительные роли матерей, старух, прабабушек не желаю. Хочу принять участие в чем-то большом и значительном. Личность я упрямая. Мои мечты дают мне возможность жить, им я и следую».







Греция далекая и близкая
Содержание
Маски появляются в театре
Роль Карагиозиса и театр теней
Послевоенная жизнь и её отраженье в театрах Греции
Большой успех и новаторство режиссёра Куна
Фильмы режиссёра Дассена – событие в кино
Сила таланта Ирены Папас
Кентро – центр греческих мелодий и танцев
Музыка Теодоракиса – ветер свободы для народа
Фильм-драма «Человек с гвоздикой»
Творчество знаменитого поэта Кавафиса
Всемирная известность греческого поэта Рицоса
Жизнь и творчество мастера живописи
Плавание на корабле «Арго» будет увлекательным
Разбираем часть древних раскопок
Основные события в жизни царя Филиппа II
Достижения политики царя Филиппа
Большой интерес археологов Хьюза и Ромейоса
Сколько мастерства нужно для изготовления панциря воина