Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Товары и услуги Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Шото Звезда




Творчество знаменитого поэта Кавафиса



Греция античная и современная

Формирование творческого кредо поэта Кавафиса совпало с бурными событиями в литературной сфере Греции. Они имели далеко идущие последствия. Была образована так называемая Новая поэтическая школа, которую возглавил знаменитый поэт Костас Паламас. В своем манифесте представители этой школы объявили о стремлении «разбудить героический дух в современной Греции», развернули борьбу против буржуазной морали, косности, застоя в духовной сфере. К. Кавафис поддержал поэтов, когда они выступили в защиту димотика, народного языка, на котором стал писать стихи Паламас, сделав поэзию доступной не только для узкого круга интеллигенции, читавшей и говорившей на катаревусе, недоступном массам. Теперь поэзия стала народной, а революция такого рода вызвала гнев и ненависть элиты, поток оскорблений, гонения. Кавафис одним из первых осознал прогрессивное значение реформы языка, понял ее великую значимость, и его поддержка, кстати, требовала определенного гражданского мужества. Приближение поэтического языка к разговорному характерно и для творчества александрийского поэта, оно давало возможность добиться точной выразительности стиха, выявляло более ясно философский подтекст. С афинской школой его объединяло особое отношение к поэту как к человеку, несущему ответственность за судьбы мира и высокую интеллектуальность:

Ты должен утвердиться в праве стать гражданином города идей.

В этом один из секретов волны глубокого интереса к творчеству Кавафиса в наши дни.

Известный английский писатель Э. Форстер оставил памятный портрет поэта, которого он неожиданно встретил на одной из улиц Александрии. Он писал о греческом джентльмене в соломенной шляпе, стоявшем без движения, задумчиво на углу, показавшемуся Форстеру «углом вселенной». На протяжении всего творческого пути Кавафис стремился действительно занять такого рода позицию, охватить взглядом мир во всей его противоречивости, осмыслить исторические переломы, показать историю в ее повторяющемся развитии и человека как преобразующую силу. «Я не считаю, что слова мои излишни. Действовать будет другой. Мои слова облегчат действие. Подготовят почву».

В своем творчестве поэт выделял три момента: любовную лирику, стихи и поэмы на историческую и философскую темы. Для манеры Кавафиса характерны собранность, лаконизм, отсутствие красивого изысканного слога, но простота отчеканенных строк. Тон его стихов сухой, несколько ироничный.

«Жизнь художника значительна тем, что завтра, послезавтра и в последующие годы он голос свой переливает в мужественные строки, что путь свой начинают в его сердце», – писал К. Кавафис. Герой его лирических стихотворений – личность мыслящая, тонкая, страдающая в атмосфере бездуховности буржуазного общества, стремящаяся претворить свои мечты в действие. Несмотря на жизненные трудности, он не впадает в пессимизм. Герой ощущает тесную связь с миром, выступает против ханжеской буржуазной морали, за раскрепощение чувств и мыслей:

Тот, кто надеется стать духовно богатым человеком,

Должен перейти черту повиновения и подобострастия.

Способность чувствовать даст ему многое.

Он не будет бояться борьбы и невзгод,

Из пут добродетели вырвется в просторы мудрости.

Для лирики поэта характерны психологизм, умение лаконичными средствами передать мир страстей и чувств.

Жизнь поэта прошла в Александрии, которую он любил, что не мешало ему порой ее ненавидеть за обывательскую стихию. Город имел яркое прошлое, стоял на перекрестке исторически значимых дорог, был центром эллинистической культуры. «Я факелом истории твоей пылаю», – сказал поэт Ангелос Сикельянос, обращаясь к Греции. Те же слова мог отнести к себе и К. Кавафис. Его поэзия отражала глубокий интерес к культуре эллинов и искреннее восхищение ею. Вокруг этой темы он разворачивал исторические события, реально имевшие место и выдуманные. Узурпаторы эллинизма всегда были представлены в сатирической манере. Он чувствовал историю, любил ее. «Я поэт исторический, я никогда не смог бы написать роман или пьесу, но я слышу, как во мне говорят сто двадцать пять голосов и уверяют, что историю я бы смог написать». В истории К. Кавафис всегда ощущая ее причастность к жизни современного мира. Большое влияние оказал на поэта знаменитый труд Гиббона, посвященный падению Римской империи. Близка ему была и ироническая манера, свойственная известному историку. Бросая взгляд в прошлое, К. Кавафис стремился уловить пульс давно прошедшего времени, отразить социальные конфликты, передать движение истории в ее противоречиях. Наибольшее внимание всегда привлекали узловые моменты, кризисные ситуации, позволявшие особо четко увидеть своеобразие момента или почувствовать характер героя.

В стихотворении «В ожидании варваров» действие развивается на протяжении одного дня, напряженного, тяжкого:

Зачем народ на площади толпится? Все говорят, что варвары нагрянут.

А почему сенат не заседает? Или уже упразднены законы?

Да, варвары должны явиться вскоре. Зачем же нам решения сената?

Пусть варвары приходят и решают. Вы слышали?..

Встревожен император: С утра пораньше в тоге и короне

Сидит на троне, будто ждет кого-то.

Все варвары, от них и беспокойство,

Пергамент император заготовил –

Вождю пришельцев титулы и званья,

А заодно и власть вручить собрался.

Великолепно передан тревожный ритм, шум глухо негодующей толпы, растерянность императора, сидящего на троне с унизительным текстом в руках. Один эпизод дает представление о грядущем крахе империи. Предельно обнажилась внутренняя несостоятельность властей предержащих. Варвары так и не приходят, но дамокловым мечом повисает мысль: «А как же жить дальше?»

В мире все спокойно,

Нас покорять никто не собирался...

Как жить теперь? Какой придумать выход?

На варваров была одна надежда!

Противоречия общественного развития достигли апогея, дальше крах. Налицо полная нравственная деградация, утрачена мораль, повержена великая культура; все это – прелюдия упадка великой империи. Мысль о духовном кризисе, предшествующем историческим катаклизмам, была безусловно навеяна бурными событиями, потрясавшими Европу в начале XX в. Обращение к прошлому никогда не несет у Кавафиса оттенка экзотики – его поэзия будит мысль. В годы нарастающего фашизма актуально прозвучало обращение к Цезарю в его «Мартовских идах»:

Величие опасно, о душа!

От дерзостных стремлений лучше

Отказаться, когда не можешь с умом и мерой им следовать.







Греция далекая и близкая
Содержание
Маски появляются в театре
Роль Карагиозиса и театр теней
Послевоенная жизнь и её отраженье в театрах Греции
Большой успех и новаторство режиссёра Куна
Фильмы режиссёра Дассена – событие в кино
Сила таланта Ирены Папас
Кентро – центр греческих мелодий и танцев
Музыка Теодоракиса – ветер свободы для народа
Фильм-драма «Человек с гвоздикой»
Творчество знаменитого поэта Кавафиса
Всемирная известность греческого поэта Рицоса
Жизнь и творчество мастера живописи
Плавание на корабле «Арго» будет увлекательным
Разбираем часть древних раскопок
Основные события в жизни царя Филиппа II
Достижения политики царя Филиппа
Большой интерес археологов Хьюза и Ромейоса
Сколько мастерства нужно для изготовления панциря воина