Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Товары и услуги Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Шото Звезда




Жизнь и творчество мастера живописи



Греция античная и современная

В 1927 г. парижский Салон независимых экспонировал картины семнадцатилетнего Гикаса, отражавшие сильное влияние импрессионизма, но в то же время в них ощущалось своеобразие юного мастера. Успеху в Париже сопутствовал успех в родных Афинах. С этого времени началась напряженная творческая жизнь талантливого художника. В Париже Гикас увлекается также и кубизмом, став одним из ярких его представителей. Не удовлетворяясь достигнутым, Гикас принимает активное участие в дискуссиях, формирует свой творческий метод, его интересуют животрепещущие проблемы современного искусства.

Творчество Гикаса многогранно. Это не только картины, снискавшие ему имя крупного мастера живописи, но и многочисленные иллюстрации к известным произведениям художественной литературы: «Дафнису и Хлое»

Лонга, к роману Новалиса и др. Не меньшую известность обрели его театральные декорации.

В маленьком выставочном зале на площади Колона-ки в Афинах были представлены в основном пейзажи Греции. «Оливковые деревья и сосны», «Оливки под порывом ветра», «Солнечный закат» – в каждой ощущается любование родной природой. Гикас открыл пейзаж Аттики своим современникам. Любое его полотно – маленькая вселенная, в нем нет «свободного» пространства, оно целиком заполнено изображениями деревьев, цветов, камней. Краски не существуют сами по себе, они дают представление о совершенно неповторимом пейзаже Греции.

Деревья с узловатыми сучьями с трудом продираются сквозь каменистую почву, тянут крючковатые ветви к небу.

Такова и жизнь в самой стране, трудная на протяжении всей ее истории и тем не менее развивающаяся по пути прогресса.

Художник виртуозно владеет красками, его «Скала Страта», огненно-красная на фоне рыжего от зноя неба и оранжевого песка, заставляет зрителя увидеть прекрасное там, где оно, казалось бы, не существует. Незабываемы камни, старые, изъеденные временем, покрытые утренней росой, воспринимающиеся как симфония, посвященная пейзажу родной страны.

В своем творчестве Гикас неоднократно обращается к античности. Мраморная голова древней статуи на фоне цветущего сада, античный храм и церковь на Кикладах – все это моменты в цепи греческой цивилизации, без которых немыслима современная жизнь страны.

Работы, представленные на выставке, имеют философскую окраску, отражают оптимистическое восприятие

природы.

Внимание Гикаса привлекает и мир простых тружеников. У старой кирпичной стены брошены лопата и кирка, стоит тачка. Труженик где-то рядом, его присутствие незримо. А нехитрые орудия труда греческого крестьянина достойны большой живописи.

Характернейшие направления европейской живописи XX в. – импрессионизм, кубизм и другие ощутимы в творчестве Гикаса. В импрессионистской манере выполнена «Оливковая роща весной». Нежнейшие оттенки молодой травы, розоватая поверхность стволов деревьев, воздух, наполненный свежестью и солнцем, – все сливается в единую картину радостного пробуждения приро-ды. «Кикладский пейзаж» – желто-серая земля с неправильными ромбами и квадратами домиков, заборов. Нет зелени. Есть выжженная зноем почва. Сухой геометризм линий подчеркивают безысходность бытия в маленькой, затерявшейся деревушке на Кикладах, гибель патриархального уклада. Использование приемов кубизма здесь особенно правомерно. В работе продемонстрировано умение Гикаса философски осмыслить характернейшие тенденции современной жизни. Некоторые из картин напоминают работы Матисса, наиболее любимого Гикасом.

Пройдя хорошую школу западной живописи, Гикас пришел к выводу, что любое влияние, из какого бы источника оно ни шло, должно быть подвергнуто глубокой критике. «Когда греки стремятся соперничать с европейским искусством, они подражают Матиссу, Пикассо, чтобы „выразить эллинскую сущность". Но главное при этом отсутствует. Одного подражания мало, если хочешь показать, кто ты есть в искусстве», – говорит художник.

Касаясь собственного творчества, Гикас считает, что в его поиске есть два направления. Одно – в духе неоклассицизма. Художник стремится освоить древнеклассический идеал в условиях нового времени. Другим ведущим направлением последнего периода творчества Гикаса является реализм. Художник стремится выразить философский взгляд на жизнь, свое мировоззрение, показать мир объективно существующий и имеющий право на существование.

Талант Гикаса, прожившего большую жизнь в искусстве, – это талант человека «ищущего и неудовлетворенного», как определил его современный греческий поэт, лауреат Нобелевской премии Одиссей Элитис. И талант этот находится в расцвете.







Греция далекая и близкая
Содержание
Маски появляются в театре
Роль Карагиозиса и театр теней
Послевоенная жизнь и её отраженье в театрах Греции
Большой успех и новаторство режиссёра Куна
Фильмы режиссёра Дассена – событие в кино
Сила таланта Ирены Папас
Кентро – центр греческих мелодий и танцев
Музыка Теодоракиса – ветер свободы для народа
Фильм-драма «Человек с гвоздикой»
Творчество знаменитого поэта Кавафиса
Всемирная известность греческого поэта Рицоса
Жизнь и творчество мастера живописи
Плавание на корабле «Арго» будет увлекательным
Разбираем часть древних раскопок
Основные события в жизни царя Филиппа II
Достижения политики царя Филиппа
Большой интерес археологов Хьюза и Ромейоса
Сколько мастерства нужно для изготовления панциря воина