Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Боттичелли пишет картину Рождение Венеры



В 1478 году по заказу Лоренцо, в назидание флорентийцам, художник написал на стене дворца Барджелло изображение повешенных участников заговора Пацци. Заговорщики напали на братьев Медичи в соборе во время церковной службы. Лоренцо удалось скрыться. Джулиано был убит ударом кинжала. Много лет спустя Боттичелли написал картину «Марс и Венера» (1485. Национальная галерея, Лондон), придав Марсу черты облика Джулиано, а Венере – его возлюбленной Симонетты. Картина являлась воспоминанием о флорентийском турнире 1475 года, победитель которого – юный Джулиано – по рыцарскому обычаю избрал даму сердца, Симонетту Веспуччи. Возлюбленную Джулиано, умершую вскоре от чахотки, воспели поэты медичейского двора. Несколько посмертных портретов Симонетты написал и Боттичелли. Придворный поэт Анджело Полициано посвятил описанию турнира 1475 года поэму «Джостра» («Турнир»). Предполагают, что по мотивам этого произведения и созданы две наиболее прославленные вещи Боттичелли «Весна» и «Рождение Венеры», в которых с предельной ясностью отразилось его эстетическое кредо.

«Весна» (1478. Уффици, Флоренция), написанная для Лоренцо Медичи, родственника Лоренцо Великолепного, видимо, изображает аллегорию царства Венеры, т. е. царство любви, радости и красоты. Однако произведение Боттичелли овеяно настроением поэтической грусти. Под сенью апельсиновых и миртовых деревьев изображена Венера, утонченный облик которой напоминает не языческую богиню, а готическую мадонну. Слева чуть касаясь ногами земли, ведут хоровод три грации; рядом – Меркурий, глядя в небеса, отгоняет жезлом облако. Справа – Весна в узорчатой одежде, легко скользя по земле, рассыпает цветы, за нею – Нимфа, преследуемая Ветром.

В годы создания «Весны» тридцатичетырехлетний Боттичелли и двадцатишестилетний Леонардо да Винчи – самые яркие творческие индивидуальности Флоренции. И характерно, что Леонардо – открыватель новых путей в искусстве – бьется над проблемой ясной, целостной композиции, все детали которой были бы подчинены главному – раскрытию замысла произведения. Композиция «Весны» строится на характерном ритме певучих линий, на чередовании струящихся контуров фигур, которые расставлены, как на сцене, где декорацией служат прямые стволы деревьев и светлые просветы неба. Картина «распадается» на отдельные фигуры и группы, персонажи ее живут своей отчужденной друг от друга жизнью, она полна символов и неясных намеков.

Необыкновенно красива картина «Рождение Венеры» (ок. 1485 г. Уффици, Флоренция). По зыбкой поверхности моря скользит раковина с золотоволосой богиней. Дуновением Ветров раковину несет к берегу, где Венеру ожидает нимфа, готовая набросить на ее обнаженное тело плащ. Образ Венеры – один из наиболее пленительных женских образов, созданных Боттичелли: одухотворенное лицо с мечтательно устремленными вдаль глазами, удлиненных пропорций фигура – воплощение женственности, чувственной грации и красоты. Выразительность рисунка Боттичелли сказалась в абрисе фигуры, выступающей на бледно-бирюзовой поверхности моря и неба, расцвеченной нежно-розовыми лепестками цветов, падающих с высоты. Свежий, праздничный колорит во многом определяет эмоциональный строй картины, написанной светлыми локальными красками.

1481– 1482 годы Боттичелли проводит в Риме, где одновременно с Козимо Россели, Гир-ландайо и Перуджино по заказу папы Сикста IV расписывает фресками стены Сикстинской капеллы. Три фрески, выполненные Боттичелли, – «Юность Моисея», «Наказание Корея» и «Исцеление прокаженного» – типичные многофигурные композиции раннего Возрождения. Разновременные эпизоды сосуществуют в пределах одной картины. В рамках библейских сюжетов художник создал галерею реалистических портретов своих современников, проявив присущую ему силу экспрессии. Следует сказать, что портрет как самостоятельный жанр занимал значительное место в творчестве мастера.