Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Боттичелли увлекается проповедями Савонаролы



По возвращении из Рима Боттичелли уже до конца своей жизни не покидал Флоренцию. Поездка в Рим принесла славу, которая далеко перешагнула границы его родного города. Художник еле успевал выполнять многочисленные светские и духовные заказы, много зарабатывал, но, по своему обыкновению, беспечно тратил деньги.

Среди многочисленных изображений мадонн, созданных художниками Возрождения, широко известна торжественная, нарядная композиция Боттичелли «Магнификат» («Величание мадонны». Ок. 1485 г. Уффици, Флоренция). Она изображает мадонну в окружении миловидных подростков-ангелов, два из них возлагают на голову Марии пышную золотую корону. Группа мастерски вписана в круг, так называемое тондо, форме которого вторят плавные изгибы фигур. Атмосфера чистоты, лиризма, какого-то бережного взаимоотношения между персонажами захватывает зрителя.

«Рисовал Сандро, – пишет Вазари, – исключительно хорошо и так много, что еще долго после его смерти каждый художник старался заполучить его рисунки...» Особое место в мировом графическом наследий занимает замечательная серия иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. Она насчитывает более 90 листов и датируется примерно 1485– 1490 годами (Государственные берлинские музеи и Ватикан).

Нервный по натуре, художник остро реагировал на социальные потрясения 1490-х годов. В его искусстве начинают звучать мистические ноты, появляются нервозность и драматизм. Вазари сообщает, что Сандро, увлеченный проповедями Савонаролы, сделался как бы одним из приверженцев его секты, это было причиной того, что он оставил живопись и, не имея средств к существованию, впал в величайшее разорение. Рассказывали, что он сам бросил свои картины в костер, разожженный по приказу фанатичного монаха на главной площади Флоренции.

Микеланджело откликнулся на смерть Савонаролы римской «Пьетой»; Боттичелли написал «Рождество» (1501. Национальная галерея, Лондон) – произведение, в котором перечеркнул все достижения ренессансного искусства. В нем поражает полное отрицание законов перспективы, выразившееся, прежде всего, в неправильном масштабе фигур. Подобно тому, как это делали художники – предшественники Возрождения, фигура мадонны, склонившейся над новорожденным, больше всех других, хотя изображена она в глубине картины. Фигуры трех ангелов, которые обнимают Савонаролу и двух казненных с ним приверженцев, даны на первом плане – но малы. У их ног на земле расположены совсем крошечные фигурки дьяволов. В небесах, верхняя часть которых переходит в золотой фон, ведут хороводы ангелы.

К широко известным поздним созданиям мастера конца 1490 – начала 1500-х годов относятся: «Аллегория Клеветы» (Уффици, Флоренция), два «Положения во гроб» (одно – Музей Польди-Пеццоли, Милан; другое – Пинакотека, Мюнхен), картины «Св. Доминик» и «Св. Иероним» (Эрмитаж), а также рассеянная по музеям разных стран серия картин «Сцены из жизни св. Зиновия».

Последние годы жизни художника прошли в уединении, он одряхлел и с трудом передвигался, опираясь на две палки. Его творчество представляло уже пройденный этап искусства, он уступил место «титанам» Возрождения.

Известно, что в 1504 году Боттичелли принимал участие в комиссии, которая должна была определить место установки «Давида» Микеланджело и предложил для этого лестницу флорентийского собора Санта Мариа дель Фьоре.

Он умер в мае 1510 года и был похоронен 17 мая на кладбище церкви Всех Святых во Флоренции.