Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Леонардо да Винчи



Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в местечке Винчи близ Флоренции. Он был побочным сыном нотариуса Пьеро да Винчи, мать его была простой крестьянкой.

Леонардо жил в эпоху Возрождения, классическое определение которой во введении к «Диалектике природы» дал Энгельс: «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености». Среди титанов Возрождения Энгельс называет имя Леонардо, бывшего «...не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики».

Леонардо-художник, обобщив разрозненные достижения своих предшественников, достиг той гениальной простоты, ясности и гармонии, которые знаменовали собой начало нового, высшего этапа в итальянском искусстве – Высокого Возрождения.

Четырнадцати лет Леонардо поступил в мастерскую знаменитого флорентийского скульптора, художника и золотых дел мастера Андреа Верроккио, где провел шесть лет. В эти годы вырабатывается творческий метод будущего мастера, основанный на внимательном изучении природы, смелом эксперименте и серьезных познаниях в области точных наук. Живопись Леонардо называл «наукою и законной дочерью природы...», всем наукам предпочитая математику, ибо, говорил он, «нет достоверности там, где нельзя применить одну из математических наук...»

Записные книжки Леонардо, которые он всегда носил с собой на шнурке у пояса, испещрены зарисовками лиц и фигур людей, растений и животных, литературными записями басенок, афоризмов, философских и научных выводов, чертежами, формулами, набросками технического характера. Эти рукописи свидетельствуют об универсальности гения Леонардо, о его нечеловеческой работоспособности, о стремлении познать законы вселенной с тем, чтобы поставить их на службу человечеству. Его ясный, точный ум не мог мириться с невежеством и он бросает прямой вызов церкви: «Если мы сомневаемся в том, что проходит через наши чувства, насколько более сомнительным должно быть существование вещей, противных чувственному опыту, как, например, бога и души...»

Леонардо-художник работал медленно, бесконечно экспериментируя. К тому же научные интересы часто отвлекали его от занятия живописью. Из того немногого, что он создал, до нас дошло не все – лишь около пятнадцати живописных произведений, рассеянных по музеям разных стран.

Самый ранний рисунок – пейзаж окрестностей Флоренции: в углу надпись, сделанная рукой Леонардо: «В день святой Марии Снежной пятого августа 1473 года». Надпись сделана «зеркальным» способом. Так вел Леонардо все свои записи. Графологические исследования подтверждают, что великий художник был левшою и, следовательно, все свои картины написал левой рукой. Первая живописная работа – фигура коленопреклоненного ангела, исполненная двадцатилетним Леонардо в картине его учителя Верроккио «Крещение» (ок. 1472 г. Уффици, Флоренция). Рассказывали, что Верроккио был так поражен мастерством своего ученика, что навсегда оставил кисть и работал в дальнейшем только как скульптор. Одна из первых самостоятельных работ, выполненных после оставления мастерской Верроккио, – «Мадонна с цветком», она же – «Мадонна Бенуа» (ок. 1478 г. Эрмитаж). Это произведение поражает и оригинальностью замысла и совершенством исполнения.

Взяв тему, весьма распространенную в искусстве своего времени, художник отказался от традиционной трактовки образа мадонны, которую изображали величавой, грустной или задумчивой, и создал образ жизнерадостный, исполненный чисто земной прелести. Исследуя законы оптики, Леонардо впервые широко применил светотень не только как средство моделировки формы, но и как средство «оживления» персонажей своих картин. Около этого же времени была начата законченная значительно позднее «Мадонна Литта» (1480-е гг. Эрмитаж). В «Мадонне с цветком» дан индивидуальный тип человека; в «Мадонне Литте» – тип собирательный, обобщенный, в котором физическая красота сочетается с духовным совершенством. Леонардо, а вслед за ним и другие мастера Высокого Возрождения, ставил знак равенства между внешним и внутренним обликом человека. «Если душа беспорядочна и хаотична, – утверждал Леонардо, – то беспорядочно и хаотично и само тело, в котором эта душа обитает». Отсюда – возвышенная красота положительных героев в произведениях мастеров Высокого Возрождения.

Летом 1481 года художник получает заказ на алтарный образ «Поклонение волхвов» (1481/82. Уффици, Флоренция) для монастыря Сан Донато; он делает множество подготовительных эскизов, начинает картину, но не укладывается в срок, и монахи расторгают соглашение. Картина осталась незаконченной.

Не найдя себе применения при дворе Лоренцо Великолепного, где безраздельно царил Боттичелли, Леонардо в 1482 году покидает родной город и отправляется в Милан. Его появлению в Милане предшествовала слава знаменитости, и все же миланцы не ожидали увидеть человека столь разностороннего. Он был красив, элегантен и обходителен, блистал красноречием, легко сочинял басни и сонеты, охотно импровизировал, играя на серебряной лютне собственной конструкции. Семнадцать лет, проведенных в Милане (1482– 1499) – период высшего расцвета гения Леонардо. На службе у миланского герцога Лодовико Моро он числился как «...Леонардо из Флоренции – инженер и художник...» Он много работал в области техники, и прежде всего, военной; Милан был форпостом Италии на севере, откуда она постоянно подвергалась нашествиям неприятеля. Леонардо разрабатывает проект перестройки укреплений миланского замка, конструирует осадные и противоосадные орудия, разрывные снаряды. Он создает план реконструкции Милана («идеального города») и проект завершения миланского собора, ведает оформлением придворных празднеств, делает эскизы костюмов и конструирует токарные станки, руководит сооружением каналов и т. д. Почти сразу по приезде Леонардо начал работать над «колоссом» – конной статуей Франческо Сфорца (отца герцога Лодовико). Модель из глины была закончена в 1493 году и выставлена на площади герцогского замка. Высота ее «от макушки до поверхности земли», как сообщает друг Леонардо математик Лука Пачоли, достигала 12 локтей (примерно 6 метров), на ее отливку требовалось 80 тонн бронзы. Отливка статуи не была осуществлена, погибла и модель (ее использовали в качестве мишени гасконские стрелки, когда в 1499 году Милан был оккупирован французскими войсками).

В 1483– 1490/94 годах художник пишет «Мадонну в гроте» (Лувр, Париж) и позднее около 1505– 1508 годов с помощью одного из учеников Амброджо де Предис делает с нее несколько измененное повторение (Национальная галерея, Лондон), значительно уступающее собственноручно выполненному варианту. «Мадонна в гроте» согласно контракту должна была изображать мадонну в окружении святых, то есть представлять собой обычную церковную композицию. Леонардо создал совершенно светское произведение, причем все в нем было ново: и сама трактовка сюжета, и необычный, чуть загадочный пейзаж, и органическая слитность его с фигурами, и освещение, и сами образы людей, осиянные какой-то особой, возвышенной красотой. В пещере, где причудливые кристаллы свисают с потолка, а из расщелин камня пробиваются цветы и травы (написанные, кстати сказать, с ботанической точностью), прямо на земле расположились мадонна, дети и ангел. Сквозь просветы в скалах синеет небо. В таинственном влажном сумраке грота расплываются очертания фигур, а лица, окутанные световоздушной дымкой, кажутся трепетно-живыми. Юная мать ласковым жестом обнимает опустившегося на колени малютку Иоанна, другая рука ее тянется к сыну. Ангел, обращаясь к зрителю, вводит его в картину, указывая на эту сцену перстом. Группа построена по принципу пирамиды, вершина которой – голова мадонны, стороны – ее простертые руки, углы основания – фигуры ангела и детей. Рассматривая композицию как ключ к раскрытию замысла произведения, Леонардо вводит пирамидальное построение, ставшее в известной мере классическим для Высокого Возрождения. Работа эта осталась в мастерской художника. Заказчики-монахи, сославшись на невыполнение ее к сроку, отказались выплатить причитавшуюся сумму. Началась многолетняя тяжба, которая кончилась написанием для монастыря лондонского варианта, где заметна уступка вкусам церковников: над головой мадонны появился нимб, ангел обрел крылья, а Иоанн – крест.

В Милане была создана «Тайная вечеря» (1495– 1497. Трапезная монастыря Сайта Мариа делла Грацие). Техника фрески, требовавшая быстрого без поправок исполнения, не устраивала Леонардо. Он экспериментировал с составом красок и грунта. Это предрешило трагическую судьбу произведения – грунт не держал краску и она стала осыпаться – что обнаружил уже сам художник. Позднее монахи пробили дверь из трапезной в кухню как раз под центром картины. Этим была уничтожена ее нижняя часть и расшатана стена, что усилило осыпание красочного слоя; а кухонные пары, оседая на поверхности картины, форсировали ее разрушение. Последовавшие затем грубые реставрации значительно исказили подлинник. В 1943 году во время бомбардировки Милана взрывной волной от упавшей во дворе монастыря бомбы трапезная была разрушена. Стена с «Тайной вечерей» уцелела. В 1946 году здание восстановили, а в 1954 году специалисты, используя новейшие средства, удачно реставрировали картину, убрали поздние записи, выявили и закрепили краски, нанесенные рукой Леонардо да Винчи.

Художники раннего Возрождения в композиции «Тайной вечери» изображали обычно ряд сидящих за столом, не связанных между собой фигур в однообразно повторяющихся позах. Иуду выделяли, помещая отдельно, по другую сторону стола. Леонардо развернул драматический рассказ о людях, потрясенных известием о том, что в их среде скрывается предатель. Христос произнес: «Один из вас предаст меня» и, беспомощно опустив руки на стол, умолк. Эти слова вызывают бурную реакцию окружающих, причем каждый выражает свои чувства сообразно характеру и темпераменту. Леонардо поместил предателя в группе любимых учеников как олицетворение измены, нередко скрывающейся в кругу друзей. Темный профиль Иуды резко выделяется среди остальных лиц, освещенных ровным дневным светом. Сжав в руке кошель с деньгами, он со страхом ждет, что будет назван по имени. «Душа, – говорил Леонардо, – должна быть выражена через жесты и движения...» Вместе с тем это была живопись, проверенная математикой. С геометрической точностью намечен центр композиции – фигура Христа, выделенная и просветом расположенного сзади окна, и тем, что все перспективные линии сходятся в одной точке – над его головой; симметрично, по шесть с каждой стороны, расположены ученики, эти шесть в свою очередь сгруппированы по трое.

Настоятель монастыря, где создавалась «Тайная вечеря», пришел к Моро с жалобой на Леонардо по поводу того, что тот работает слишком медленно. Приору казалось странным видеть, что Леонардо часами стоит перед картиною, погруженный в размышления, в то время как ему хотелось, чтобы художник работал, не выпуская кисти из рук, подобно тому, как трудится в саду работник. Вызванный к Моро для объяснений Леонардо остроумно ответил, что его задерживает отсутствие модели для головы Иуды, но в конце концов он готов написать ее с головы приора. После этого приор оставил художника в покое, а тот вскоре закончил голову Иуды, которая была «истинным воплощением предательства и бесчеловечности». Этот рассказ Вазари приоткрывает завесу над творческим методом великого мастера.

В октябре 1499 года войска французского короля Людовика XII вошли в Милан. Моро бежал. В декабре Леонардо покинул город, занятый неприятелем.

Потекли годы скитаний. В 1503– 1506 годах Леонардо опять во Флоренции. Здесь была создана «Джоконда» (ок. 1503 г. Лувр, Париж) – первый в истории западноевропейского искусства психологический портрет. Изображение жены флорентийского горожанина Моны Лизы Джоконды предельно просто и лаконично. Художник поставил перед собой сложную задачу – при полной внешней неподвижности модели передать движение ее души. Спокойная поза и простой наряд Моны Лизы фиксируют внимание зрителя на ее лице. В нем нет ни красоты, ни молодости, но оно как зеркало отражает почти неуловимо сменяющиеся оттенки мыслей, чувств и ощущений. В этом и заключается притягательная сила творения Леонардо. По-леонардовски выразительные руки, как будто плавно струящиеся из рукавов платья, дополняют характеристику лица. Портреты раннего Возрождения чаще всего были погрудными; Леонардо создал поясной портрет, использовав руки как дополнительное средство характеристики модели. Эта проблема занимала его еще в миланский период, когда им был написан «Портрет дамы с горностаем» (Национальный музей, Краков), на котором, как предполагают, изображена Цецилия Галлерани, возлюбленная герцога Моро. В этом портрете запоминается лицо, замечательное своей тонкой умной красотой, и узкая рука молодой женщины, держащая грациозного зверька. В портрете «Джоконды» художник пошел дальше и, раскрыв духовный облик модели, предвосхитил задачу, решенную лишь искусством XVII века.

В это же время Леонардо работает над стенной росписью (1503– 1506) большого зала в палаццо Веккио, резиденции правительства Флорентийской республики. Другую стену было поручено расписать Микеланджело. Оба начали с подготовки картонов. Леонардо изобразил битву при Ангиари 1440 года между флорентийцами и эдиланцами; Микеланджело избрал темой победу флорентийских войск над пизанцами при Кашине в 1364 году. Ни та, ни другая работа не были выполнены, погибли и картоны. Гравюра XVII века воспроизводит деталь «Битвы при Ангиари» – сцену борьбы за знамя, вокруг которого бьются охваченные неистовой яростью всадники. Искаженные злобою* лица воинов, кони, грызущие друг друга, клинки мечей, занесенные над головами, хаос, дикость, озверение – таким показал лицо войны Леонардо. Заказчики были смущены, им хотелось иметь произведение искусства, пробуждающее чувство доблести, а не отвращения, и пальма первенства была отдана Микеланджело, который запечатлел момент, предшествующий бою – воины купаются в реке Арно и, услышав сигнал тревоги, спешат привести себя в боевую готовность.

Во Флоренции Леонардо занимался и техническими изобретениями, в частности, конструированием летательного аппарата. Таинственная запись в трактате о полете птиц позволяет предполагать, что он был близок к осуществлению своей мечты.

В наши дни туристам показывают в окрестностях Флоренции, близ городка Фьезоле, холм Монте Чечеро (чечеро – по-итальянски значит лебедь), где якобы испытывал свой аппарат Леонардо.

В 1506– 1513 годах художник опять в Милане. Здесь он работает над памятником маршалу французских войск Тривульцио (не был осуществлен) и создает свои последние картины «Святая Анна» и «Иоанн Креститель» (1508– 1512. Лувр, Париж).

В 1513 году он отправляется в Рим, где в ту пору велось большое строительство и, казалось, можно было найти применение своим творческим замыслам. Получив заказ от папы Льва X, он тотчас принимается готовить особого состава лак для будущей картины, что вызвало саркастическое замечание папы: «Увы, никогда ничего не сделает тот, кто начинает думать о конце работы, еще не начав ее».

Стареющий художник едет в Милан и принимает приглашение поступить на службу к французскому королю Франциску I.

Осенью 1516 года Леонардо да Винчи покинул пределы Италии и в сопровождении своего любимого ученика Франческо Мельци и верного слуги Баттисты Вилланиса отправился в далекий путь. В мае 1517 года они прибыли во Францию в одну из королевских резиденций – замок Клу близ Амбуаза. Французское общество восторженно встретило замечательного художника. Он получил звание первого живописца короля, ему подражали в манере одеваться, вести себя в обществе, от него ждали шедевров. Но, оторванный от родной почвы, преждевременно состарившийся физически и внутренне опустошенный, он не мог найти в себе сил для творческой работы. «Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет», «лучше быть лишенным движения, чем устать приносить пользу», «лучше смерть, чем усталость», – писал он когда-то. Смерть приближалась – 19 апреля 1519 года тяжело больной, он составил завещание, в котором предусмотрел во всех деталях ритуал похорон и распределил свое имущество между близкими. 2 мая 1519 года Леонардо умер на руках у Мельци в замке Клу.