Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Загадочный Джорджоне



Джорджоне (полное имя Джордже Барбарелли да Кастельфранко), творчество которого открыло период Высокого Возрождения в венецианской живописи, родился в 1477/78 году в городке Кастельфранко неподалеку от Венеции.

О короткой жизни Джорджоне почти ничего неизвестно. Сохранилось мало произведений художника, некоторые исследователи сводят их число до пяти-семи полотен; датировка их приблизительна; вопрос о подлинности некоторых работ окончательно не решен.

Как предполагают, Джорджоне учился у Джованни Беллини, выдающегося мастера венецианского раннего Возрождения, из мастерской которого вышли такие известные мастера, как Тициан, Себастьяно дель Пьомбо и Пальма Старший.

Большое значение для Джорджоне имела встреча с Леонардо да Винчи, посетившим Венецию в начале 1500 года. От него воспринял молодой венецианец прием мягкой светотени – «сфумато»; в отличие от других венецианских художников, моделировавших форму преимущественно с помощью цвета, он широко пользовался и светотенью. Следует заметить, что в развитии венецианской школы Джорджоне занимает почти такое же важное место, как Леонардо в искусстве школ Средней Италии.

Джорджоне был богато одаренной натурой. «Природа наделила его талантом столь легким и счастливым, его колорит в масле и фреске был то живым и ярким, то иногда мягким и ровным и настолько растушеванным в переходах от света к тени, что многие из тогдашних лучших мастеров признавали в нем художника, рожденного для того, чтобы вдохнуть жизнь в фигуры...», – восторженно писал Вазари, посетивший Венецию через 30 лет после смерти Джорджоне. От него же узнаем, что Джорджоне «божественно» пел, играл на лютне, обладал привлекательной внешностью и «находил радость в любовных утехах...»

Лучшая из его ранних работ – «Мадонна Кастельфранко» (ок. 1505 г. Собор г. Кастельфранко) – алтарный образ двухметровой высоты, написанный для маленькой капеллы, которую соорудил в городском соборе в память сына, умершего в походе, местный патриций, кондотьер Туцио Костанцо.

Здесь Джорджоне почти не выходит за рамки композиционных приемов XV века: в центре помещена мадонна, по сторонам ее – фигуры святых. Мадонна со спящим младенцем на руках сидит на очень высоком троне, спинку которого покрывает полоса узорчатой ткани (излюбленный прием венецианцев). Мария задумчиво смотрит вниз за пределы картины, не замечая святых у подножия трона. Один из них в тускло мерцающих рыцарских доспехах; другой в одежде францисканского монаха. Фигуры, внешне разобщенные, внутренне связаны между собой единым настроением самосозерцания и светлой грусти. За каменным парапетом террасы открывается лучезарный, пронизанный тишиной пейзаж. Пейзаж в картинах Джорджоне, как и у других венецианцев, – одно из средств повышения эмоциональности произведения.

В написанной позже картине «Юдифь» (Эрмитаж) Джорджоне – сын своего времени – обратился к героической теме, но решил ее сообразно своей творческой индивидуальности. Все полотно заполняет одна фигура в рост – фигура победительницы с мечом в руке – неподвижная и величавая как монумент. Юдифь попирает ногою мертвую голову Олоферна (сюжет см. стр. 19), глаза опущены долу и поэтому ее внутренний мир остается загадочно-недоступным для зрителя. В Юдифи много женственной мягкости и обаяния, типичных для женских образов Джорджоне. Красивый золотистый колорит объединяет симфонию винно-красных, оливково-изумрудных, серебристо-голубых, коричневых тонов в единый гармоничный аккорд.

Джорджоне был мастером не только станковой, но и монументальной живописи. К сожалению, ни одна из его фресок не сохранилась.

Особой известностью в свое время пользовались фрески Фондако деи Тедески. В январе 1505 года пожар уничтожил Немецкое подворье (Фондако деи Тедески) на Большом канале у моста Риальто. Здание быстро восстановили. Украсить его наружные стены городское управление поручило Джорджоне, который пригласил в качестве помощника Тициана. К концу 1508 года работа была закончена. Влажный воздух Венеции был главной причиною гибели фресок. В 1755 году художник Занетти срисовал, а затем гравировал сохранившиеся еще в то время фрагменты. Они представляли собой полуобнаженные женские и мужские фигуры аллегорического характера. Сопоставление гравюр Занетти с описанием Вазари позволяет говорить о том, что художник смело расширил рамки искусства, обратившись к редкой в ту пору для Венеции светской тематике.

Светское, гуманистическое начало искусства Джорджоне с особой силой проявилось в произведениях последних лет жизни: «Три философа» (Музей истории искусств, Вена), «Сельский концерт» (Лувр, Париж), «Спящая Венера» (Картинная галерея, Дрезден). В этих совершенно разных по сюжету вещах доминирует одно стремление – воспеть красоту человека и окружающего мира.

На картине, условно названной «Три философа», изображены человек в восточном тюрбане, старец в античном одеянии и юноша. Энергичный профиль старца говорит о мудрости и сильной воле, восточный мудрец кажется погруженным в философские размышления; юноша, сидящий под деревом, мечтательно смотрит вдаль.

Взор зрителя постепенно углубляется в картину, отдаваясь созерцанию пейзажа столь же разнообразного, как и типы изображенных людей. Справа – нежная зелень кустов и темный силуэт обнаженного дерева, в просветах между его ветвями голубеет небо; слева – бурый массив скалы и тонкое перистое деревцо, а за ними в знойной дымке тонут «растушеванные» дали оливковых холмов и, как всегда в пейзаже Джорджоне, жилище человека. Путем простого сопоставления художник дает почувствовать многообразие мира и утверждает мысль о том, что люди и природа – не что иное, как разные проявления единого гармоничного целого. Эта идея, свойственная искусству Возрождения, с предельной ясностью воплощена в «Спящей Венере». «Спящая Венера» – самое прославленное произведение Джорджоне. Тело человека, прекрасное в своей «божественной» наготе – его основная тема. Молодая женщина изображена спящей на лужайке в окружении простой, но поэтичной итальянской природы, с темными кронами пиний, деревушкой, прилепившейся на пригорке, полоской озера, синеющей на горизонте. Золотистое тело Венеры совершенных пропорций дышит целомудрием, его плавным, певучим линиям вторят пологие очертания холмов. Тишина, разлитая в природе, охраняет сон богини. Ее глаза закрыты, лицо хранит безмятежно-ясное выражение.

Композиция Джорджоне стала классической. Ее мотив использовал впоследствии Тициан («Венера Урбинская»), а за ним – мастера других стран и поколений: Веласкес («Венера перед зеркалом»), Гойя («Маха»), Эдуард Мане («Олимпия»). Джорджоне не успел закончить картину, правую часть пейзажа дописал Тициан.

Живописный замысел еще одного произведения Джорджоне – «Сельского концерта» (красота сочетания окутанных воздухом и светом обнаженных тел с пейзажем) – использовал Эдуард Мане в своей известной картине «Завтрак на траве». Джорджоне писал и портреты, но авторство его в ряде случаев оспаривается.

Он умер в 1510 году в возрасте тридцати трех лет от чумы, которая часто посещала тогда Венецию.