Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Тициан Вечелли художник Венецианской республики



Тициан Вечелли – венецианский художник Высокого Возрождения, величайший мастер колорита, родился в семье рядового военного Грегорио Вечелли в местечке Кадоре на реке Пьяве у подножия отрогов Альпийских гор.

Год рождения Тициана точно неизвестен (1485/90). Его творческая жизнь охватывает три четверти столетия – чрезвычайно бурного периода в истории Италии. Феодально-раздробленная страна становится ареною вражеских нашествий и почти непрерывных междоусобиц. Сама Венецианская республика, в течение многих веков осуществлявшая выгодную миссию торговой посредницы между Западом и Востоком, теперь должна упорно бороться за сохранение своего положения великой морской и торговой державы. Завоевание турками Константинополя (1453), открытие Америки (1492) и нового морского пути в Индию (1498) нанесли тяжелый удар ее могуществу и она постепенно вступает в полосу увядания. Однако, в то время как другие итальянские города-государства уже переживали упадок ренессансной культуры, Венеция на протяжении почти всего XVI столетия сохраняла роль передового центра культуры Возрождения, а творчество Тициана явилось самым ярким ее проявлением.

Мальчиком Тициан вместе со своим братом Франческо переехал в Венецию и начал заниматься живописью. Некоторое время он провел в мастерской Джованни Беллини, где встретился с Джорджоне. Джорджоне, оформившийся как художник ранее Тициана, оказал на него большое влияние. Тициан помогал ему в росписях Фондако деи Тедески, а после внезапной смерти Джорджоне дописал некоторые его картины. Ранние вещи Тициана так близки к работам его старшего товарища, что некоторые из них поочередно приписывают то одному, то другому. Ранний период (примерно 1500–1518) проходит под знаком освоения творчества предшественников (Карпаччо, Беллини) и поисков собственного стиля. К этому времени относится алтарная композиция «Св. Марк» (церковь Сайта Мариа делла Салуте, Венеция), картины «Цыганская мадонна» (Музей истории искусств, Вена), «Любовь земная и небесная» (Галерея Дориа, Рим), «Концерт» (Галерея Питти, Флоренция) и ряд других.

В 1510 году, спасаясь от чумы, жертвой которой стал Джорджоне, Тициан покинул Венецию и отправился в Падую. Здесь в здании благотворительного братства Скуола дель Санто он написал три сохранившиеся и по сей день фрески. В капелле Скровеньи он видел роспись Джотто и, видимо, под впечатлением джоттовского «Поцелуя Иуды» создает свое знаменитое произведение «Динарий кесаря» (ок. 1510 г. Картинная галерея, Дрезден).

Эпизод, изложенный в христианской легенде, послужил поводом для показа глубокого психологического конфликта между двумя разными человеческими характерами, между различными этическими началами. Прием предельного сближения лиц выявляет этот конфликт во всем его напряжении: спокойное, подкупающее нравственной чистотой лицо Христа, благородный жест его руки противопоставлены хищному профилю и грубой руке фарисея. Огромная роль в создании художественного образа принадлежит колориту: он контрастен и напряжен.