Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Ассунта Тициана



В 1516 году, после смерти старого Беллини, Тициан занял его место первого живописца Венецианской республики, а через два года написал «Ассунту», картину, которая произвела на современников огромное впечатление и открыла новый период в творчестве великого мастера (1518–1530).

«Ассунта» (1518) и по сей день находится там, где ее поместил Тициан – в главном алтаре церкви Санта Мариа деи Фрари. На большом, почти семиметровой высоты полотне изображено вознесение мадонны: мощная фигура Марии в развевающихся одеждах, поддерживаемой хороводом маленьких ангелов, неудержимо несется вверх, как бы охваченная страстным порывом. В ней поражает земное, чувственное, активное начало. Картина, написанная на религиозную тему, таила дерзкий вызов небесам, прославляя свободу человеческого духа, и не случайно напуганные этим монахи-заказчики хотели было от нее отказаться.

В той же церкви находится другое знаменитое произведение мастера – «Мадонна семейства Пезаро», написанная в 1526 году по заказу победителя турецкого флота адмирала и епископа Джакопо Пезаро.

В «Мадонне семейства Пезаро» Тициан обновляет старый тип алтарной композиции, внося элемент непринужденности, естественности в построение всей группы. Фигура мадонны (обычно помещаемая в центре) сдвинута вправо, вокруг нее без традиционной симметрии размещены святые, среди них выделяется колоритная фигура старца с книгою – св. Марка, покровителя Венеции; перед мадонной – коленопреклоненный Пезаро и члены его семейства. Все это прекрасно написанные портреты. Мраморные колонны портика, небо, подернутое облаками, победное знамя, красочные сочетания одежд придают картине торжественное звучание. В работах 1518–1530 годов отчетливо проявились гуманистические идеалы эпохи Возрождения: героический пафос, интерес к человеку, радость земного бытия. В эти годы Тициан работает в разных жанрах – пишет портреты, пейзажи, алтарные образы, мифологические композиции. К античности художник обращается и позднее, особенно после поездки в Рим.

На протяжении 1530– 1550 годов он создает, используя античные мотивы, ряд картин, изображающих обнаженную женскую фигуру. К лучшим образцам такого жанра относится «Венера Урбинская» (1538. Уффици, Флоренция) – предполагаемый портрет герцогини Элеоноры Урбинской – образ более чувственный, чем «Спящая Венера» Джорджоне, более полнокровный, всеми своими помыслами связанный с землей.

«Венера Урбинская» – красавица-венецианка, современница художника, и он изображает ее не на лоне природы, а в обычном окружении – в комнате патрицианского дома – на пышном ложе. Ряд деталей – собачка у ног хозяйки, служанки у ларя с одеждой, цветок в проеме окна – создает атмосферу интимности и теплоты.

Тициан был одним из величайших портретистов прошлого. Ему равно удавались и женские и мужские, и старые и молодые лица, и он обращался к жанру портрета в течение всей своей жизни. Если в молодые годы с возрожденческих позиций понимания человека он прославлял красоту, силу, молодость, цельность натуры своих моделей, то позднее мудрый взор художника видел и то, что зачастую оставалось скрытым для глаз других. Он оставил потомкам галерею глубоко индивидуальных портретов своих современников. Достаточно сравнить портреты юноши с перчаткой (Лувр), дочери Лавинии (Берлин), Федериго Гонзаго (Прадо, Мадрид), Ипполито Риминальди и Пьетро Аретино (оба – Галерея Питти, Флоренция), чтобы оценить тициановскую способность проникать в сущность человеческой личности. В числе его заказчиков были император Карл V, испанский король Филипп II, дож Андреа Гритти, несколько пап, бесчисленные кардиналы, герцоги и герцогини, маркизы и графы. Жизнь Тициана текла спокойно и счастливо. Вазари, лично знавший великого венецианца и служивший ему гидом во время его пребывания в 1546 году в Риме, назвал его «избранником небес». По приглашению папы Тициан прибыл в Бельведер (часть Ватиканского дворца), где ему были отведены роскошные апартаменты, и принялся за портрет папы Павла III с племянниками Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546. Национальный музей, Неаполь). В этом портрете потрясает сила проницательности художника: через тонкие характеристики портретируемых раскрывается атмосфера лжи, лицемерия и коварства, царившая при папском дворе.