Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Богатство и алчность Тициана



Покидая Рим, Тициан получил много подарков от своих заказчиков и, как сообщает Вазари, «церковную бенефицию с хорошим доходом для сына своего Помпонио» (другой его сын Орацио был художником). Гениальность сочеталась у Тициана с холодной расчетливостью венецианского купца. Он быстро богател; вел финансовые операции с немецким банкирским домом Фуггеров, владел многими поместьями, виллами, домами. «Тициан – наиболее алчный из людей, когда-либо созданных природой», – писал придворный герцога Урбинского. «Ради денег он сделает все что угодно», – вторил ему испанский посол. Человек честолюбивый, целеустремленный, волевой, он при жизни завоевал славу и признание не только своих сограждан, но и всех тех, с кем ему приходилось соприкасаться. Его дом – великолепное палаццо – всегда был открыт для друзей. Наиболее близкими из них были ведущий скульптор и зодчий Венеции Джакопо Сансовино и известный в те времена литератор-публицист Пьетро Аретино. Последний, по свидетельству Вазари, распространил славу Тициана настолько же далеко, насколько обширны были пределы, в которых он властвовал своим пером.

Автопортреты передают в общих чертах один и тот же облик – умное, волевое лицо с орлиным носом и проницательным взглядом огненных глаз, сильные руки, царственная осанка, богатое платье патриция.

В 1548 году Тициан был вызван в Аугсбург ко двору Карла V, где писал портрет императора, которого он изображал и ранее. До нас дошли конный портрет Карла – победителя при Мюльберге (Прадо, Мадрид) и портрет императора, сидящего в кресле (Пинакотека, Мюнхен) – больного, усталого, одинокого, как будто готового свершить роковой шаг. Вернувшись из Аугсбурга, Тициан уже не покидал родного города. Казалось, время бессильно перед его гением. Обладая отменным здоровьем, он продолжает много работать, создавая шедевр за шедевром. Колорит становится более насыщенным, краски приобретают все большую светоносность и материальность, живописная манера достигает необыкновенной силы, он пишет широко и свободно. «Решительными ударами кисти, покрытой густой краской, он наносил сочные мазки, – писал художник Пальма Младший. – Затем он поворачивал свои картины лицом к стене и иногда целыми месяцами не смотрел на них, а когда вновь принимался за работу, то рассматривал их с суровым вниманием, словно они были смертельными врагами, желая найти в них какие-либо недостатки... Нанесение последних поправок состояло в том, что время от времени он подходил к картине и легкими прикосновениями пальцев сглаживал резкие переходы полутонов... Иногда пальцами же он усиливал тени...»

В последние годы жизни в творчестве Тициана появляются нотки усталости и скорби, звучит тема одинокого человека («Св. Себастьян». Ок. 1570 г. Эрмитаж; «Венчание тернием». 1570–1571. Пинакотека, Мюнхен; «Оплакивание». 1573–1576. Академия, Венеция).

Эпидемия чумы 1576 года, унесшая в Венеции пятьдесят тысяч жизней, свела Тициана в могилу вместе с сыном, от которого он заразился, ухаживая за ним в период болезни.

Он умер 27 августа 1576 года и был похоронен в церкви Фрари, украшенной его знаменитыми полотнами.