Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




От росписи фарфора Огюст Ренуар перешел к живописи



Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе. Мальчику было четыре года, когда его отец, портной, в поисках заработка переезжает с семьей в Париж. Уже в школе Ренуар обнаружил художественные способности. Он много рисует. Преподаватель музыки Гуно (впоследствии знаменитый композитор) считал, что он должен обучаться пению, и привлек его к выступлениям в хоре церкви св. Евстафия. Тринадцатилетним мальчиком Огюст был отдан на керамический завод, где быстро овладел искусством росписи фарфора. Нанесение ярких красок на сверкающую белую поверхность посуды в дальнейшем оказало известное воздействие на живописную манеру Ренуара, на его любовь к чистому и нарядному цвету. Используя дневной перерыв в работе, он спешил в Лувр, где делал зарисовки с античных статуй, а вечером копировал модели ваз в мастерской знакомого скульптора.

С появлением механического способа росписи фарфора Ренуар, проработавший на заводе четыре года, оказался не у дел. Он кое-как перебивается, выполняя случайные заказы (копирование гербов, украшение стен кафе фресками) и, наконец, устраивается в мастерскую, где расписывает веера. В это время его увлекают Ватто, Ланкре, Буше – художники, картины которых часто воспроизводятся на веерах. У мастеров XVIII века юношу восхищает умение писать обнаженное женское тело, стремление к красоте и изяществу, яркий декоративный дар.

Но прежде чем окончательно найти свое призвание, Ренуару суждено было испробовать еще одну специальность: в мастерской фабриканта штор на холстах и коленкоре он писал религиозные сцены, которые миссионеры использовали в странах Востока. Живописец быстро завоевал положение ведущего мастера и, собрав небольшие сбережения, поступил в Школу изящных искусств.

С 1861 года он обучается в ателье Глейра. Впоследствии, критически отзываясь о своем преподавателе как о мастере консервативного академического направления, Ренуар отмечал единственное положительное его качество: Глейр предоставлял ученикам свободу действий. В этой мастерской Ренуар подружился с Моне, Базилем и Сислеем. Вскоре после закрытия ателье (1863) молодые живописцы вступают на путь самостоятельных поисков. Летом 1864 года они пишут этюды в Шайо, вблизи Барбизона. Здесь происходит встреча Ренуара с пейзажистом Диазом, который советует ему отказаться от темной живописи и писать более светлыми и яркими красками, опираясь не на традицию, а на реальные впечатления от природы.

Отвращение к салонному академическому искусству и его штампам, стремление работать по-новому привлекают внимание Ренуара к творчеству Делакруа, Коро, Курбе, Эдуарда Мане. Знакомство с Курбе оказало воздействие на формирование таланта молодого художника (ряд произведений 1860-х гг., в частности «Харчевня матушки Антони» – 1868, с характерным выбором сюжета, простой реалистической трактовкой образов, передачей плотных объемов, сравнительно темной живописью). Но, опираясь на реалистическое, новаторское творчество Курбе, Ренуар не обращается к социально значимым темам. Его искусство лишено остроты, в нем отсутствует критическая оценка людей и событий, хотя главным объектом его является человек, а основными жанрами – бытовые сцены и портрет. Казалось, во всем многообразии окружающего мира Ренуар видит и стремится утвердить силой искусства лишь то, что он считает прекрасным, радостным, привлекательным, доставляющим зрителю удовольствие. Поэтому так часто обращается он к образам женщин и детей, с наибольшей полнотой воплощая в них свое восхищение физической красотой человека, его молодостью, жизнерадостностью, изображает танцы, прогулки, катание на лодках, непринужденную беседу молодых людей и девушек в парке или кафе.