Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Ренуар пишет этюды в Лягушатнике



Ренуар не стремится дать глубокую характеристику своих героев, раскрыть их внутренний мир, психологию (да и модели, которые он предпочитал, меньше всего годились для этого). Искусство Ренуара в этом смысле ограниченно. Но вряд ли кто-либо из его современников умел с такой теплотой, так мягко и задушевно повествовать о людях, ничем не знаменитых, показать очарование молодости, красоту и грацию человека, его обычных естественных движений, мимолетного выражения лица, живого блеска глаз, улыбки, тончайших оттенков настроений, им владеющих. Модистки, горничные, простые работницы, мелкие буржуа, художники, дети – вот основные персонажи произведений Ренуара. Лишь в поздний период начинают появляться богатые заказчики портретов и покупатели картин. Не признанный в течение многих лет и часто не допускавшийся на официальные выставки Салона, Ренуар разделяет со своими товарищами трудности и нищету. В мастерской Глейра он подбирал пустые тюбики, выброшенные учениками, чтобы выдавить остатки краски для работы; позднее часто бедствовал, не имея гроша на жизнь. Но бесконечно преданный своему делу, он продолжал работать, поражая товарищей бодростью духа и жизнерадостностью.

Художник работает в Париже и его пригородах, но часто совершает и более дальние прогулки. Так, в 1865 году совместно с Сислеем он путешествует по Сене на парусной лодке, по пути выполняя этюды живописных мест, затем временно поселяется в деревушке Марлотт, в харчевне матушки Антони, работая в лесу Фонтенбло.

Круг тем, интересовавших Ренуара, остается почти неизменным, хотя на разных этапах некоторым из них он отдает большее предпочтение (жанровые картины, портрет, пейзаж – в первой половине творчества, изображение обнаженных женщин – во второй). В то же время живописная манера художника и в целом задачи, которые он перед собой ставит, в разные периоды очень различны.

В 1867 году в Фонтенбло он написал на пленере одну из лучших своих картин – «Лиза» (1867. Музей Фолькванг, Эссен), где, подобно Э. Мане и К. Моне, пытается решить проблему изображения человека в пейзаже при дневном освещении, в тени. Почти аналогичная задача, но уже в многофигурной композиции, ставится им и в ряде других картин. Работая вместе с Моне в Буживале, Ренуар пишет этюды в «Лягушатнике» – одном из излюбленных мест прогулок парижан. В «Купании на Сене» (она же – «Лягушатник». 1869, ГМИИ, Москва) его интересует не только изображение толпы на берегу среди зелени парка, но и передача самой атмосферы летнего дня, воздуха и света на солнце и в тени, богатства красочных оттенков цветовых бликов на колышущейся поверхности воды. Он добивался единства и естественности композиции и поразительной жизненности изображаемого: движутся люди, по воде пробегает рябь, колеблемая дуновением ветра шелестит листва деревьев. Чуждая мелкой детализации свободная живописная манера усиливает ощущение свежести восприятия мимолетного, подчеркивает движение и переменчивость изображаемого. Красочная гамма становится светлее. Эти тенденции получат дальнейшее развитие в 70 – начале 80-х годов, в так называемый «импрессионистский» период творчества Ренуара.