Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Живописец счастья Огюст Ренуар



В 1870 году Ренуар был призван в армию и уехал в Бордо, а затем в Тарб, в кирасирский полк. В Париж он вернулся после окончания франко-прусской войны, но вскоре снова покинул его и в период Парижской Коммуны жил под Лувесьенном. Он с недоверием встретил революционные события, а в дальнейшем не раз высказывал и открыто реакционные взгляды, которым сам, впрочем, не придавал серьезного значения.

Еще в конце 1860-х годов Ренуар посещает кафе Гербуа, где собирались художники нового направления. Он выступает одним из организаторов и участников первой выставки импрессионистов (1874) и некоторых последующих выставок. В эти годы художник создает лучшие свои произведения: «В ложе» (1874. Институт Курто, Лондон), «Обнаженная» (1876. ГМИИ, Москва), «Мулен де ла Галетт» (1876. Музей импрессионизма, Париж), «Завтрак гребцов» (1881. Галерея Дункана Фил-липса, Вашингтон), ряд превосходных портретов – артистки Жанны Самари (1877. ГМИИ, Москва и 1878. Эрмитаж), коллекционера В. Шоке (1875. Частное собрание Винтентур, Швейцария) и др.

Впоследствии многое в теориях и практике своих друзей Ренуар считал заблуждением и даже отрицал свою принадлежность к импрессионизму. И действительно, среди живописцев этой группы он занимал особое место. В его творчестве пейзаж не был основным жанром, Ренуар писал не только на пленере, но и в мастерской, он не игнорировал объем и форму, добиваясь передачи эффектов освещения и фиксации цветового облика предмета в определенных атмосферных условиях, как это часто случалось с Моне и его товарищами. Но у Ренуара было много общего с импрессионистами: отрицание штампов и условностей академизма, поиски жизненной правды, простоты и естественности, интерес к непосредственно воспринятым, мимолетным впечатлениям, передаче движения, применение мелких, дробных мазков, использование светлых и ярких красок (частая у Ренуара гармония розового, золотистого, голубого и лилового цвета; последний порой заменяет изгнанный из палитры черный цвет – см. «Девушку с веером». Около 1881 г. Эрмитаж).

Ренуара называли «живописцем счастья». И действительно, сознание радости бытия пронизывает все его творчество. Веселая и оживленная атмосфера царит в одной из лучших картин Ренуара – «Завтрак гребцов» (1881. Галерея Филлипса, Вашингтон), где изображены его друзья -художники и натурщицы, а также будущая жена – Алиса Шарига (девушка на первом плане, слева). Здесь, как и в ряде аналогичных по духу работ («Мулен де ла Галетт», «Лодка в Шату» и др.), характерны выбор «случайной» точки зрения, естественное и в то же время хорошо продуманное размещение фигур, непринужденность поз, молодой задор и жизнерадостность веселящейся молодежи, дающие звучание основной ноте всего произведения. Картина великолепна не только мастерством изображения группы людей в окружении пейзажа, передачей воздуха и света. Взор зрителя невольно задерживается на поразительных подробностях: метко схваченных позах, живой, непреднамеренной мимике лиц, очень естественной и многообразной гамме взглядов, на выразительности рук (мужских, устало сложенных на спинке стула, тяжело лежащих на перилах или бережно прижимающих талию подруги, и женских рук, грациозным движением слегка поправляющих прическу, подносящих к губам бокал, мягко и игриво ласкающих собачку). Эти нюансы, так много значившие для Ренуара, придают его произведениям особое очарование, неповторимую прелесть.

Импрессионисты не ограничивались поисками новых приемов и методов. Одно из главных завоеваний нового искусства – утверждение в живописи самой жизни и современной темы не было бы столь полным, не будь среди импрессионистов Огюста Ренуара.