Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Путешествие Ренуара по Италии



В 1881 году Ренуар совершает поездку по Италии. Плененный красотой Венеции, он с увлечением пишет ее каналы и дворцы. Во Флоренции и Риме художника привлекают прежде всего музеи, и лишь в Неаполе, пораженный видом города, набережной, Везувием, он вновь берется за кисть, чтобы запечатлеть красоту южного пейзажа. Путешествие в Италию и знакомство с ее богатейшими памятниками, затем кратковременное посещение Дрездена, куда художника привлекла Картинная галерея, произвели на Ренуара большое впечатление, заставили задуматься над дальнейшими путями собственного творчества. Позднее он вспоминал: «...около 1883 года в моей живописи как бы произошел перелом. Я дошел до пределов «импрессионизма» и констатировал, что не умею ни писать, ни рисовать. Словом, я был в тупике». Его привлекают теперь четкая форма и рисунок, присущие мастерам классики. Стремясь преодолеть кризис, он опирается на традиции итальянцев и французского художника Энгра – выдающегося мастера формы и рисунка. Центральным произведением так называемого «энгровского периода» в творчестве Ренуара явилась картина «Купальщицы» (1887. Частное собрание, Филадельфия), над которой художник работал в течение трех лет. Обычная ренуаровская тема – изображение обнаженных женских фигур в разных ракурсах в пейзаже – воплощается теперь в четких объемах, ясно очерченных контурах, светлых и определенных красочных тонах, в гладкой «эмалевой» живописной манере.

В поздние годы Ренуар утверждал, что живописи нужно обучаться в музеях. Он старался глубже понять мастеров прошлого. Эту возможность он постоянно использовал во время путешествия в Испанию (1890), где восторгался Гойей и особенно Веласкесом, в Англию, Голландию и Германию (Мюнхен он посетил уже глубоким стариком в 1910 г.).

В 1890-е годы и в более позднее время Ренуар создает отдельные удачные картины, повторяет и свои старые работы, но в целом в его искусстве наблюдается спад. Усиливаются субъективные черты, сознательный отход от натуры и формалистические поиски «красивого». Он часто прибегает к гиперболизации в передаче форм, к странным и неестественным сочетаниям красок. Больной ревматизмом художник в 1900 году переселяется на юг Франции, в Кань, и живет в своем домике на склоне горы Колетт. В конце жизни Ренуар обращается к скульптуре, обнаруживая незаурядные способности (медальон с изображением сына художника Коко, 1907; бронзовый барельеф «Суд Париса», повторяющий композицию картины художника на аналогичный сюжет; скульптурная группа «Мать и дитя», бронза, Около 1916 г.; статуя «Венера»).

Здоровье его постепенно ухудшается. Парализованы ноги, пальцы рук плохо слушаются. Но художник упорно работает. Его переносят на носилках, прибинтовывают кисть к руке, и этот удивительный человек, все счастье которого заключалось в его искусстве, продолжает писать картины, прославляющие красоту жизни. Его последние слова, произнесенные перед тем, как он потерял сознание, – просьба к сыну дать ему карандаш, чтобы набросать модель вазы. Ренуар умер 17 декабря 1919 года.