Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Скульптор Огюст Роден и его Мыслитель



Огюст Роден родился 12 ноября 1840 года в Париже. Отец его был мелким служащим, мать – горничной. Уже в начальной школе мальчик проявил художественные способности. В 1854 году он поступил в школу рисования и математики, готовившую мастеров декоративно-прикладного искусства. Впоследствии Роден высоко отзывался о своем педагоге Лекоке де Буабодрак, успешно применявшем метод зарисовок по памяти, чтобы выработать у учеников зрительную память. Под его руководством Роден в совершенстве овладел техникой рисунка. Огромное значение имело для молодого художника посещение Лувра, где он делал многочисленные наброски с античных статуй.

Юноша, первоначально мечтавший стать живописцем, все более отдает предпочтение скульптуре. Вынужденный после окончания обучения материально поддерживать родственников, он начинает работать в скульптурных мастерских, выполняя вспомогательные операции (формовка, копирование, лепка) и постепенно обогащаясь знанием различных сторон искусства ваяния.

В 1862 году под впечатлением смерти своей сестры-монахини Роден неожиданно решает уйти в монастырь. Однако через полгода, увлеченный успехами в скульптуре (удачно выполненный бюст настоятеля монастыря Ф. Эмара, 1863), он навсегда покидает святую обитель и целиком отдается творчеству.

В 1864 году Роден посещает курсы А. Бари – выдающегося скульптора-анималиста, противопоставившего холодным канонам академизма страстное и романтическое искусство, основанное на изучении природы, показе борьбы и предельного напряжения сил. Это стремление следовать натуре, интерес к передаче физической силы и движения, внутренняя энергия и напряженность образов свойственны были позже и Родену. Первое значительное произведение молодого скульптора, «Человек со сломанным носом» (1864), чуждое по самому замыслу официальным требованиям, не было допущено в Салон. Роден в это время не имеет ни заказов, ни средств к существованию. В 1864 году он женится на бедной девушке Розе Бере, которая как может помогает ему сводить концы с концами. Трудное положение вынуждает Родена стать одним из помощников модного и преуспевающего скульптора А. Каррье-Беллеза. Он выполняет значительную часть работы, а в качестве автора фигурирует его патрон. В это же время Роден трудится над моделями статуэток, выпускавшихся Севрским фарфоровым заводом. В 1871 году вместе с Каррье-Беллезом, получившим большой заказ на оформление Биржи, дворца Академии и других зданий бельгийской столицы, Роден выезжает в Брюссель. Вскоре работу над скульптурно-декоративным оформлением фасадов возглавил местный мастер ван Расбург, и Роден продолжает свою деятельность уже под его руководством. В 1875 году, скопив некоторые средства, он смог предпринять поездку в Италию. Особенно сильное впечатление произвели на него творения Микеланджело, Донателло и Гиберти. Под впечатлением виденного Роден отходит от выполнения декоративных работ и направляет все усилия на решение творческих задач.

В 1876–1877 годах он исполняет статую «Бронзовый век», появление которой в Салоне сопровождалось скандалом, в результате чего автор оказался в центре всеобщего внимания. Роден изобразил обнаженного юношу с необычайным для того времени реализмом, без всяких условностей и идеализации, утверждавшихся академизмом. Первоначально скульптура называлась «Раненый воин», позднее мастер убирает из его руки копье и называет фигуру «Бронзовый век», вкладывая в произведение более общий смысл – идею пробуждения человечества. Злобствующая критика обвинила скульптора в том, что он прибег к муляжу – снял слепок с натурщика. Лишь вмешательство целой группы художников, обратившихся к министру изящных искусств, положило конец необоснованным обвинениям. Вслед за «Бронзовым веком» (купленным в собрание Люксембургского музея) Роден создает фигуру «Иоанн Креститель» (1878) – образ мыслителя-проповедника, полного величавого спокойствия. Но положение скульптора все еще шатко. Ради заработка ему снова приходится выполнять заказы Севрского завода. В 1879 году, участвуя в конкурсе на лучший памятник воинам, погибшим в войне 1870–1871 годов, Роден представил динамичную и одновременно монументальную скульптурную группу «Призыв к оружию». Отвергнутая жюри, она была уже после смерти автора отлита в бронзе и установлена в Вердене как монумент, призывающий народ Франции противоборствовать германской агрессии.

В 1880 году Роден получает заказ правительства на оформление главных дверей Музея декоративного искусства в Париже. Приступая к этой большой работе, он, естественно, обратился к аналогичным образцам в искусстве прошлого и прежде всего к знаменитым «райским дверям» Флорентийского баптистерия, которые поразили его в Италии. И как бы отталкиваясь от замысла, предложенного родоначальником современного барельефного искусства в европейской скульптуре Лоренцо Гиберти (1378–1455), Роден выдвигает свой собственный грандиозный замысел. Он решает выполнить «Врата ада», украсив их бронзовыми барельефами по мотивам «Божественной комедии» Данте. Впоследствии замысел неоднократно менялся, появился и ряд образов, не связанных с произведением Данте.

Творение Родена, полное напряженной внутренней борьбы и трагизма, взволнованное и страстное по содержанию, решенное в динамической, экспрессивной форме, резко отличается от четкого, уравновешенного и спокойного декоративного произведения Гиберти. Роден, уделявший большое внимание использованию классического наследия, всегда требовал творческого подхода даже к самым высоким образцам. Он предостерегал молодых художников от механического подражания классикам: «Уважая традицию, умейте различать то, что она заключает в себе вечно плодотворного: любовь к природе и искренность. Это – две сильные страсти гениальных мастеров... Сама традиция предлагает вам беспрестанно вопрошать действительность и запрещает слепо подчиняться какому-либо мастеру».

Все свои произведения скульптор создавал на основе внимательного изучения живой натуры. Опасаясь искусственности, преднамеренности, малейшей фальши, он ограничивался при установке фигуры лишь словесным определением позы натурщика, не поправляя ее специально, а еще чаще изучал человеческое тело в процессе естественного движения, наблюдая за обнаженными натурщиками и натурщицами, находящимися в мастерской и не имевшими задания позировать.

Гигантская работа над «Вратами ада» продолжалась до конца жизни Родена, а в бронзе «Врата» были отлиты уже после его смерти. Многие фигуры и скульптурные группы, предназначенные для включения в композицию дверей, получили самостоятельное существование («Мыслитель». 1880; «Три тени». 1880; «Адам». 1882; «Ева». 1882; «Уголино». 1882; «Старуха», «Вечная весна», «Поцелуй». 1886 и др.). Поистине колоссален диапазон мыслей и чувств, выраженных в роденовских образах. Многие из них как бы концентрируют и обобщают явления, имеющие общечеловеческий смысл. Трудно представить себе более полное воплощение пытливой и мучительной человеческой мысли, чем то, которое заключает роденовский образ «Мыслителя». И, пожалуй, нигде еще в такой страстной и одновременно целомудренной форме не прославлялась в скульптуре любовь, как в знаменитом «Поцелуе».

В 1884 году Роден получает заказ от муниципалитета города Кале на создание памятника Эсташу де Сен Пьеру. В 1347 году, когда осажденный Кале должен был сдаться английскому королю Эдуарду III, последний обещал сохранить жизнь населению лишь в том случае, если шесть наиболее знатных граждан явятся к победителям раздетые, с веревками на шее и принесут ключи от города. Эсташ де Сен Пьер был первым из шести человек, добровольно пожертвовавших собой. Увлеченный героическим звучанием темы, скульптор решает создать монументальный памятник, который бы увековечил не одного, а всех шестерых участников легендарного подвига. Его герои по-разному переживают происходящее, по-разному держатся. Рядом с подавленными ужасом перед грядущей гибелью, но все же идущими в лагерь врага людьми и теми, кто пытается их духовно поддержать, выделяется фигура старца Эсташа де Сен Пьера, спокойно жертвующего жизнью, и замечательный образ человека, несущего ключ от города. Глубокое горе, боль за поражение и одновременно непреклонная воля и гражданское мужество воплощены во всем его облике – в суровом лице, могучей фигуре, медленном движении тяжело ступающих ног, в монументальных складках ниспадающего до земли рубища.

Пренебрегая традиционными канонами построения скульптурной группы, Роден расположил фигуры на одной плоскости, с небольшими интервалами между ними, что несколько затруднило возможность осмотра каждой фигуры в отдельности и всего произведения в целом. Скульптор добивался установки памятника на площади, на низкой (25 см) плите, чтобы легендарные герои Кале находились совсем рядом со своими потомками – нынешними жителями города. Но, вопреки желанию автора, памятник получил высокий пьедестал, окруженный к тому же решеткой.

Несмотря на разноречивые отзывы, этот монумент приобрел мировую известность. В 1913 году бронзовое повторение «Граждан Кале» установили в Лондоне, возле здания Парламента.

Роден был создателем целой галереи портретов своих выдающихся современников, а также обычных заказчиков, стремившихся портретироваться у знаменитого мастера.

Скульптором созданы десятки замечательных портретов, различных по форме и манере исполнения. Каждый из них не только глубоко раскрывает характер человека, но и дает представление о его призвании и общественной роли. В течение многих лет Роден работал над воплощением образа своего любимого писателя Виктора Гюго. В 1886 году он получил заказ на памятник Гюго для Пантеона. Стремясь запечатлеть образ поэта, черпающего вдохновение у самой природы, мастер предполагал изобразить полуобнаженную фигуру Гюго на скале возле моря в окружении божеств морской стихии – Нереид и «Трагической музы». Но такое решение не подходило для Пантеона. Памятник без аллегорических фигур был установлен в 1909 году в саду Пале-Рояль, в Париже.

Увлеченный «живописными» светотеневыми эффектами Роден произвольно менял естественную форму человеческого тела, чтобы оживить поверхность бронзы бликами и придать ей динамический, изменчивый характер («Поцелуй» и многие другие работы). Его стали называть «импрессионистом» в скульптуре. Сознательная деформация и приемы гиперболизации, служившие в конечном итоге реалистическим целям («Граждане Кале»), в некоторых поздних работах Родена под влиянием субъективных настроений превращаются в формалистические приемы.

Так, бурную полемику вызвал памятник Бальзаку, созданный в 1893–1897 годах по заказу Общества литераторов. Роден, долго и тщательно изучавший творческое наследие писателя, литературу о нем и его портреты, посетивший места, где жил Бальзак и герои его романов, постепенно все более отходил от первоначального реалистического замысла. Он попытался, свободно оперируя скульптурными формами и преобразуя их по собственному усмотрению, выразить свое представление о Бальзаке – писателе и человеке. Отвергнутая заказчиками, статуя была выставлена в Салоне 1898 года и вызвала ожесточенные споры, разделив зрителей и критику на противоположные лагери. Но на судьбе Родена это уже не могло отразиться. Он был признанным и популярным скульптором. Его работы приобретались крупнейшими музеями мира, он достиг материального благополучия, всевозможных почестей и покровительства в официальных кругах. Пользуясь своим положением, Роден способствовал созданию организации прогрессивных художников – Национального общества искусства – и был его вице-президентом. Почти до самой смерти при помощи учеников (Бурделль, Деспио и др.) он работает с огромным напряжением, уделяя большое внимание искусству портрета, а также рисунку пером и карандашом (всего им исполнено несколько тысяч рисунков).

Для размещения собственных работ, а также принадлежавших ему коллекций Роден арендует здание бывшего дворца Бирона. В 1916 году здесь возникает музей Родена, включающий большую часть его творческого наследия, завещанного государству.

gettable.ru/msk/restaurants/noevkovcheg