Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Поль Гоген – француз сбежавший в Океанию



Поль Гоген родился 17 июня 1848 года в Париже. Он был еще младенцем, когда его отец, либеральный журналист, в связи с обстановкой, сложившейся после 18 брюмера Луи Бонапарта, был вынужден покинуть Францию и вместе с семьей отправиться искать счастья в Перу. В пути он умер. После трехлетнего пребывания в столице Перу, Лиме, в 1865 году мать Поля Гогена возвращается к родственникам в Орлеан. Здесь Поль кончает гимназию, а затем поступает юнгой на корабль и совершает рейсы в Южную Америку (1865–1868). Позже он служит в военном флоте (1868–1871). Юношеские впечатления, связанные с путешествиями в заморские страны, рано пробудили у Гогена интерес к экзотическому и неизвестному. Однако после демобилизации он начинает свою карьеру в Париже весьма прозаически. Благодаря помощи опекуна ему удается устроиться в биржевую контору М. Бертена, успешная работа в которой приносит изрядный доход. В 1873 году Гоген женится на датчанке Метте Софии Гад и вскоре становится отцом пятерых детей. Зарабатывая большие деньги, он начинает коллекционировать картины импрессионистов, в свободное время рисует сам, посещает Академию Коларосси. Большое значение для него имело сближение с художником Писсарро.

Ранние работы Гогена (70 – середина 80-х гг.) выполнены в духе импрессионистов. В них чувствуется подражание пейзажам Писсарро (виды Сены, «Зимний пейзаж». Музей изобразительных искусств, Будапешт), композициям Огюста Ренуара («Семья Гогена», Новая Глиптотека Карлсберга, Копенгаген), морским видам К. Моне. В 1886 году он выставляет свои произведения в Салоне, затем участвует в выставках импрессионистов как живописец и скульптор.

В 1883 году тридцатипятилетний Гоген решительно порывает с прежним образом жизни, покидает банк и всецело посвящает себя искусству. По существу, вся его последующая жизнь – это история упорного труда, поисков идеала, стремления найти свой живописный стиль, проходящих в обстановке постоянной нужды и неустроенности, которые заставляют художника переезжать с места на место. Гоген отправляется в Руан (1883), затем в Копенгаген, где находит временную работу и пытается показать свои картины. Однако выставку по приказу властей закрывают. Художник оставляет семью и возвращается в Париж. Не имея средств, он вынужден в июне 1886 года уехать в провинциальный городок Понт-Авен на южном побережье Бретани. Ряд картин, запечатлевших красоту природы этих мест, появляется на выставке импрессионистов в Париже (1886). В апреле 1887 года вместе с художником Шарлем Лавалем Гоген уезжает на остров Мартинику. Чтобы заработать на жизнь, им пришлось вскоре наняться простыми рабочими на строительство Панамского канала. Здесь на тяжелых земляных работах они оба заболели болотной лихорадкой. Заработанные деньги помогли художникам добраться до Антильских островов, где они провели несколько месяцев.

Картины, выполненные в это время Гогеном, говорят о начавшемся отходе от импрессионизма, о стремлении к упрощенной форме, декоративности, большей звучности цвета. Поиски нового усилились во Франции, в Понт-Авене, где он работает с весны 1886 года. Группа молодых живописцев (Серюзье, Море, Сеген, Фулиже, Бернар и др.) считает его своим руководителем (так называемая «Понт-Авенская школа»). Один из новых живописных приемов, найденных Бернаром и Анкетеном, приводит Гогена к разработке метода «клуазонизма» («синтетизма»). Контур, нанесенный на холст толстой синей или черной линией, изнутри заполняется ровным цветом, образующим красочное пятно. Этот метод, позволявший добиться упрощения и вместе с тем выразительности силуэта, декоративных цветовых эффектов, удачно применен Гогеном в картине «Борьба Иакова с ангелом» (1888, Шотландская национальная галерея, Эдинбург) и многих других работах.

Октябрь 1888 – начало 1889 года художник провел в Арле, куда он приехал по приглашению Винцента Ван-Гога. Попытка совместной работы и сближения между этими во многом противоположными талантами потерпела провал и закончилась трагически. Душевнобольной Ван-Гог оказался в больнице. Гоген покинул Арль и уехал в Париж, а затем в Ле Пульдю (деревня в Бретани).

В 1889 году, во время международной выставки, Гоген и его последователи организуют в кафе Вольпини экспозицию картин «группы импрессионистов и синтетиков», не имевшую, однако, успеха. Равнодушие публики, постоянная нужда, утомление от напряженной работы приводят мастера к решению покинуть Францию и бежать от «цивилизации» в далекую Океанию.

В кафе «Вольтер», где Гоген любил проводить свободное время в обществе поэтов-символистов (Верден, Малларме, Орие, Леклерк и другие, в том числе Морис – впоследствии соавтор Гогена в создании книги «Ноа-Ноа», куда включены его стихи), состоялись дружеские проводы художника, отправлявшегося на остров Таити (1889). В Папеэте Гоген застал колониальную администрацию и снобистски настроенное местное общество. Он уехал в Матаийо и поселился среди народа маори.

Время пребывания в Океании (в 1891–1893 гг. и 1895–1901 гг. на Таити, в 1901–1903 гг. на острове Доминик) – наиболее зрелый, яркий и значительный период в творчестве Гогена. Художник с увлечением работает над созданием картин и скульптур, пишет и оформляет свою книгу «Ноа-Ноа». Изображая таитян, их быт, обычаи, религиозные обряды, он находит художественные приемы, позволяющие полнее передать своеобразный колорит Полинезии, совсем особый, отличный от Европы ритм жизни, характерный облик маори. Яркие и чистые краски – сочетание поверхностей желтого, красного, лилового, зеленого цвета – создают впечатление интенсивного солнечного освещения даже тогда, когда само солнце, а иногда и небо, не показаны на картине. Золотистые тела полуобнаженных маори даны в простых и естественных позах. Упрощение и стилизация приводят к появлению произвольных декоративных мотивов. Так, в одном из лучших пейзажей «Под пандановыми деревьями» (1891. Институт изящных искусств, Миннеаполис. Из фонда Уильяма Денвуди) обнаженные корни дерева превращаются в золотые ленты узоров на лиловеющем в тени прибрежном песке, а пенящиеся гребни волн сведены к одной единственной тонкой белой полоске на сине-зеленой поверхности моря, создающей иллюзию набегающих волн. Во многих картинах Гоген располагает почти статичные фигуры на плоскостном цветовом фоне, создавая красочные декоративные панно. Легенды и верования, с которыми знакомит Гогена его жена маори Тегура и ее соотечественники, находят отражение в живописи художника. Он вводит в картины изображения божеств и фантастических существ, усиливая элемент таинственности и экзотичности, придумывает многозначительные названия, заставляющие искать в изображении скрытый смысл. Красочные, мажорные произведения Гогена воплотили скорее мечту художника о чудесном совершенном мире, чем действительную жизнь колониальной Полинезии. Глядя на фигуры спокойных людей, срывающих плоды – дары прекрасной и щедрой природы, – трудно поверить, что художник, написавший это, голодал и нищенствовал.

В конце августа 1893 года Гоген возвратился во Францию. И тут счастье как будто вдруг улыбнулось ему. Он получил наследство, что позволило ему в Париже снять ателье и приступить к работе. В ноябре 1893 года в галерее Дюран Рюэля была открыта выставка его произведений. Даже среди художников лишь немногие одобрили ее.

Гоген работает то в Париже, то в Бретани, посещает Брюгге (1894), а позднее – Копенгаген, где в последний раз встречается с семьей. В 1894 году в ссоре с матросами Гоген получает травму. Его спутница, монмартрская танцовщица, яванка Аннах, покидает художника на больничной койке в Бретани, уезжает в Париж, расхищает имущество мастерской и бежит. С трудом собрав средства (для этого был организован аукцион картин), Гоген в 1895 году вновь покидает Францию, на этот раз навсегда, и уезжает на Таити в Пунаауи.

И снова упорная работа, борьба за существование, страдания, голод. Тяжело переносит Гоген известие о смерти своей дочери. Недоумение и враждебность, с которыми публика встречает его картины, усиление болезни доводят художника до отчаяния. Он пытается покончить с собой (1898). Но именно в эти трудные годы Гоген создает наиболее известные свои картины: «Женщина под деревом манго» («Королева красоты». 1896. Пинакотека, Мюнхен; «Жена короля». 1896. ГМИИ, Москва; «Никогда». 1897. Галерея Тет, Лондон; «Откуда мы приходим? Кто мы? Куда идем?». 1897. Музей изящных искусств, Бостон). Первые две картины – лучшее у Гогена изображение обнаженного тела. Колористический дар художника раскрылся здесь в полную силу. «Королева красоты» подобна празднично-яркому ковру, где бронзовая фигура молодой таитянки, изображенной в тени деревьев на берегу моря, окружена пестрым и одновременно удивительно гармоничным узором изумрудных, розово-лиловых, оранжевых, желтых, сине-зеленых и красных цветовых «пятен». Картину «Откуда мы приходим? Кто мы? Куда идем?» считают едва ли не главным произведением Гогена. В правой части этой вытянутой по горизонтали огромной композиции (1,39X3,74 м) художник изобразил только что родившегося ребенка, в центре – юношу, срывающего плоды, слева -старика, завершающего жизненный путь (картина читается справа налево, Гоген здесь следует приему восточноазиатского искусства). Вопрос, который звучит здесь, не решен художником. На него нельзя ответить без знания законов развития общества, социальных отношений и других объективных факторов, мимо которых прошел в своем творчестве Гоген. Именно эти условия, связанные с кризисом буржуазного общества, во многом определили характер искусства Гогена, который, не порывая со стремлением отобразить красоту реальной жизни, вынужден был искать ее далеко за пределами своей родины, а нередко – в мире собственной фантазии и грез. Эти условия явились причиной напряженной, трагически изломанной жизни художника и его печального конца.

В 1901 году последняя надежда приводит Гогена на остров Доминик (Хива-Оа). Он поселяется в Атуане и строит на сваях «дом радости». Но и здесь ожидаемого покоя нет. Симпатии к местному населению побуждают его открыто выступать против несправедливостей, творимых администрацией. Постоянные конфликты с колониальными властями кончаются нападками и возбуждением против него уголовного дела. Ни на чем не основанный приговор к трем месяцам тюрьмы и штрафу в тысячу франков Гоген не успел опротестовать. Тяжело больной, доведенный до отчаяния, он умирает 8 мая 1903 года.