Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Едоки картофеля с точки зрения Ван-Гога



«Башня Нуенен» (1884. Музей Креллер-Мюллер, Оттерло), с убогими покосившимися крестами сельского кладбища подле нее и пустынными полями вокруг, приобретает у Ван-Гога символический смысл, напоминая живым о смерти. Этот мотив неоднократно повторяется в его работах.

Портреты крестьян и в особенности картины, рисующие труд простых людей из провинции, запечатлели ужас и боль, которые испытывал художник, наблюдая их безрадостную жизнь. Несколько раз изображал Ван-Гог ткача у станка. Резкие углы и выступы громоздкой машины напоминают в его картинах фантастическую зубастую пасть чудовища. Монотонны и покорны движения человека, поглощенного станком и точно навсегда превратившегося в частицу механизма. Полна внутреннего драматизма и необычайно выразительна известная картина «Едоки картофеля» (1885, есть несколько вариантов). Глубокая человечность, ясно выраженная в искусстве Ван-Гога, его искреннее сочувствие к крестьянам лишены какой-либо сентиментальности и идеализма. Изображая семью после тяжелого трудового дня и нищий ужин на столе, художник не боится подчеркнуть, сознательно прибегая к заострению формы и преувеличению, их корявые руки, некрасивые лица, на которые изнурительный труд и постоянный голод наложили свой отпечаток. Зеленоватый, мрачный колорит, бледный свет лампы, резкие блики которого еще более утрируют грубые и некрасивые формы лиц и фигур, пар, расползающийся от блюда с картофелем, подчеркивают неуютную обстановку жилища бедняков.

Два года, проведенных Ван-Гогом в Нуенене, были плодотворны в творческом отношении, однако личная жизнь художника в это время складывается тяжело (внезапная болезнь матери, неудача в любви, едва не кончившаяся самоубийством подруги Ван-Гога, смерть отца). В декабре 1885 года Ван-Гог покидает Нуенен и уезжает в Париж. По пути он останавливается в Антверпене, где знакомится с работами Рубенса, Иорданса, Ван-Дейка и других мастеров прошлого.