Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




В Ночном кафе по мнению Ван-Гога можно разориться и сойти с ума



Пребывание в Париже (март 1886 – февраль 1888) – это время приобщения Ван-Гога к важнейшим явлениям художественной жизни Франции, знакомства с выдающимися живописцами (Гоген, Тулуз-Лотрек, Синьяк и др.), с их поисками и открытиями. Он с увлечением изучает сокровища Лувра. Большое впечатление на него производят также работы импрессионистов, хотя метод самого Ван-Гога строится не на фиксации зрительных, в частности, цветовых впечатлений от предмета, зависящих от световых и атмосферных условий, а на поисках экспрессивной формы, вызывающей эмоции и чувства, рожденные у художника впечатлениями от окружающей действительности.

В работах, созданных в это время, сказалось влияние «дивизиониста» Сера (в «пуантилистической» манере исполнен, например, «Внутренний вид ресторана». 1886–1887. Музей Креллер-Мюллер, Оттерло), а также Монтичелли («Красные гладиолусы в вазе». 1886. Роттердам). Огромный интерес вызывает у Ван-Гога японская гравюра, в частности, работы Хокусаи. Некоторые из этих гравюр фигурируют в качестве фона в ряде портретов Ван-Гога, подчеркивая повышенный интерес художника и его современников к новым, непривычным для них, но необычайно лаконичным и выразительным приемам японского искусства («Отец Танги». 1887. Музей Родена, Париж). В феврале 1888 года Ван-Гог покидает шумный Париж и поселяется на юге Франции в маленьком провинциальном городке Арль. Здесь он создал замечательные пейзажи с видами Арля и его окрестностей («Жатва в Арле». 1888. Музей Родена, Париж; «Подъемный мост в Арле». 1888. Музей Креллер-Мюллер, Оттерло – есть несколько вариантов и др.).

Он с увлечением пишет весенние цветущие сады («Дерево в цвету». 1888. Музей Креллер-Мюллер, Оттерло), выполняет портреты заинтересовавших его людей (несколько вариантов портрета «Почтальона Рулена», членов его семьи, «Девушка из Арля». 1888. Музей Креллер-Мюллер, Оттерло). В это время Ван-Гог обращается к изображению ночных сцен и передаче искусственного освещения. В картине «Терраса кафе вечером» (1888. Музей Креллер-Мюллер, Оттерло) золотисто-желтому свету фонаря, горящего под тентом, он противопоставляет холодный, бледный свет таинственно сверкающих звезд над лилово-черными силуэтами крыш и карнизов домов. В знаменитом «Ночном кафе» (ГМИИ, Москва) Ван-Гог, как он сам об этом пишет, «стремился показать, что кафе – место, где можно разориться, сойти с ума и совершить преступление...» «Я стремился передать красным и зеленым цветами ужасные человеческие страсти. Зал – кровяного и желтого глухого цвета, посредине зеленый биллиард, четыре лимонно-желтых лампы испускают оранжевый и зеленый свет. Повсюду борьба зеленых и красных цветов в их различных оттенках – и в маленьких фигурках спящих бродяг и во всем пустом и печальном зале; везде контраст фиолетового и синего цветов. Красный и желто-зеленый цвета биллиарда контрастируют, например, с конторкой светло-зеленого цвета Людовика XV, на которой стоит розовый букет. Белая одежда хозяина, бодрствующего в своем углу у печи, кажется лимонно-желтой, очень бледной и сверкающей». И далее художник замечает: «Этот цвет нельзя назвать локально-правильным с точки зрения реализма господ подделывателей природы; этот цвет внушает волнение человеку с пылким темпераментом».

Много раз Ван-Гог пишет свое любимое растение – подсолнечник. Он решает украсить изображением подсолнечников стены своего «желтого домика», в котором он поселился в мае 1888 года, чтобы сделать помещение приятным для гостей-художников. С особым нетерпением он ждет приезда Гогена. Однако совместная работа Ван-Гога и Гогена в Арле в течение двух месяцев выявляет не столько общие черты и единые цели, сколько принципиальные различия во взглядах на искусство и в методах работы.