Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Паоло Веронезе родом из Вероны



Паоло Кальяри, венецианский живописец, прозванный по месту рождения Веронезе (веронец), родился в 1528 году в Вероне, входившей тогда во владения Венецианской республики. Он происходил из семьи потомственных каменотесов. Учителем его был веронский живописец Антонио Бадиле, на дочери которого Елене впоследствии женился Веронезе (1566).

Юношей Паоло познакомился с искусством Северной Италии. Он посетил Мантую, где в летней резиденции герцога Гонзаго палаццо Дель Тэ находились монументально-декоративные фрески Джулио Романо, построившего и декорировавшего это палаццо; в соборе Кастельфранко видел алтарный образ кисти Джорджоне.

Многое почерпнул молодой художник у Микеле Санмикеле, крупнейшего из североитальянских архитекторов, веронца родом, несколько лет проработавшего в Риме в окружении Браманте. В качестве военного инженера Санмикеле возглавлял работы по реконструкции системы фортификационных сооружений и построил в Вероне мощные ворота крепостной стены, а также несколько палаццо.

Любовь к архитектуре Веронезе сохранил на всю жизнь, яркое доказательство тому – исключительная роль архитектурного пейзажа в живописных композициях мастера.

Самой ранней работой Веронезе считают фрески, выполненные им совместно с Дзелотти в 1551 году на вилле Саранцо, близ Кастельфранко (сохранились во фрагментах).

Большое впечатление произвела на Веронезе живопись Тициана. Когда в 1553 году двадцатипятилетний веронец приехал в Венецию, Тициан находился в зените славы, а венецианское искусство переживало пору пышного цветения. Веронезе остался в Венеции и навсегда связал свою судьбу с городом, носившим горделивое прозвище Жемчужины Адриатики.

Веронезе, крупнейший представитель позднего венецианского Возрождения, был замечательным мастером монументально-декоративного искусства. Свою деятельность в Венеции он начал с выполнения работ по отделке Дворца дожей – резиденции правительства Венецианской республики. Начиная с 1553 года художник выполнил маслом по холсту ряд плафонов и стенных панно, украсивших дворцовые залы.

В этих композициях преимущественно на мифологические и аллегорические темы доминирует мотив прославления Венеции, которую Веронезе неизменно изображал в виде золотоволосой прекрасной женщины. Общий тон повествования торжественный, но живой и убедительный, живопись сочная, необычайно красивая по колориту.

В этом плане характерна грандиозная композиция плафона «Триумф Венеции» (1585. Дворец дожей, Венеция).

На холсте изображен беломраморный портик с вздымающимися ввысь колоннами, за которыми открывается беспредельный простор неба. Под портиком на балконе расположились знатные венецианцы и венецианки в роскошных нарядах. Они наблюдают за торжественной церемонией в небесах, где богиня Победы возлагает венок на голову горделивой красавицы Венеции. Композицию завершают фигуры всадников, попирающие поверженных на землю врагов. Напомним, что картина украшала потолок, то есть рассматривалась снизу, это требовало большого искусства в передаче ракурсов. Не случайно среди дошедших до нас рисунков Веронезе есть листы, где многократно повторяется набросок одной и той же фигуры с разных точек зрения.

Убежденный в том, что жизнь – это красота и радость, он стремился увековечить светлый, праздничный облик Венеции – пеструю толпу, синее небо, сказочно-красивую архитектуру, прозрачные воды лагуны, цветущих женщин, драгоценные камни, мрамор, парчу, шелк, бархат. И все это с такой осязательностью, с таким разнообразием красочных оттенков, с таким блеском и звучностью цвета, которые ставят его в число величайших колористов прошлого.

Около 1560 года Веронезе совершает поездку в Рим в свите Джироламо Гримани, венецианского посла при папском дворе. Он близко сходится с братьями Барбаро: один из них был поэтом, переводчиком и ученым, другой – дипломатом и крупным чиновником. По заказу братьев Барбаро Веронезе украшает росписями их виллу в селении Мазер близ Виченцы (ок. 1565 г.).

Вилла Мазер, выстроенная архитектором Андреа Палладио, декорированная скульптором Алессандро Витториа и украшенная фресками Веронезе, принадлежит к числу замечательнейших живописно-архитектурных ансамблей эпохи Возрождения.

В этих росписях Веронезе проявил неистощимую изобретательность: боги Олимпа, аллегорические фигуры времен года, пейзажи, натюрморты – все это оживает под его волшебной кистью. Он остроумно применяет иллюзионистические эффекты, которыми широко будут пользоваться впоследствии мастера барокко. Например, архитектурное оформление интерьера завершает архитектурный мотив, иллюзорно воспроизведенный на стене; или пейзаж, написанный в пролете между двумя реальными колоннами, словно раздвигает пространство комнаты и выводит зрителя в парк, окружающий здание; иногда взгляд останавливают живо написанные фигуры обитателей виллы, как бы неожиданно входящих в зал через мнимые двери.

На протяжении второй половины 1560 – начала 1570-х годов художник создает ряд прославленных станковых композиций. Среди них цикл картин, написанных по заказу знатной венецианской семьи Куччина («Мадонна семейства Куччина», «Несение креста», «Брак в Кане», «Поклонение волхвов». 1571–1573. Все – Картинная галерея, Дрезден).

Пожалуй, самая интересная из них «Мадонна семейства Куччина». С присущим ему композиционным мастерством, легко и свободно размещает Веронезе фигуры на плоскости холста. Колонны пестрого мрамора делят полотно на две неравные части. В левой изображена традиционная группа – мадонна с младенцем в окружении святых. Но не она занимает воображение мастера. То, что он пишет с истинным вдохновением, – это портреты своих современников, которые заполняют правую, большую часть картины. Зритель видит хозяйку дома, добродетельную матрону, с величавой грацией преклонившую колени перед мадонной, домочадцев и детей, переданных с большой теплотой: один из них, хрупкий мальчик, задумчиво прислонился к колонне, другой прижался к матери, третий, совсем маленький, сидя на полу, тянет ручку к собаке, изображенной на переднем плане. В этот семейно-патриархальный ансамбль введены аллегорические фигуры добродетелей Веры, Надежды, Любви. Они как бы ведут по жизни, поддерживают членов семьи и охарактеризованы так же убедительно, как реальные лица.

Жизнь Венеции – основная тема искусства Веронезе. Он любил изображать, особенно в годы своего расцвета, многолюдные сборища, пиры, празднества. Его герои – венецианцы, которых можно было встретить на площади св. Марка, на каналах и узких улочках – калли шумного города.

Именно в таком плане решена знаменитая композиция «Пир в доме Левин» (1573. Академия, Венеция), написанная по заказу монахов церкви Санти Джованни е Паоло.

Взяв за основу евангельскую легенду о том, как однажды Христос пировал в доме сборщика податей Левин, Веронезе представил сцену современного ему праздничного пира. Расположив фигуры в грандиозном архитектурном ансамбле, стиль которого навеян творениями Палладио и Сансовино, он достиг впечатления необычайного пространственного размаха. Вместе с тем четкое членение полотна тремя арками организует композицию и делает ее легко обозримой, несмотря на огромные размеры. В образах гостей, сидящих за столом, Веронезе дал яркую галерею типов – купцы и патриции, войны и слуги, жители Востока и венецианцы, карлики и шуты, а на переднем плане – сам художник. В этом пестром человеческом потоке «растворяется» фигура Христа, помещенная в центре, и совершенно исчезает религиозный смысл произведения. 20 апреля 1573 года картина была закончена, а 13 июня того же года Веронезе предстал перед трибуналом инквизиции: ему предъявили серьезное обвинение в отсутствии набожности, в чрезмерно светской трактовке темы, и маститому художнику стоило больших трудов оправдаться.

Поразительны масштабы станковых произведений Веронезе: «Пир в доме Левин» имеет 5,5 метра в высоту и 13 метров в длину; другая известная картина «Брак в Кане» (1563. Лувр, Париж) вмещает 138 фигур, расположенных на холсте размером 6,6x9,9 метра. Веронезе имел мастерскую, из которой вышло огромное количество произведений. Его ближайшими помощниками были брат Бенедетто и сыновья Карло и Габриеле.

Веронезе работал и как портретист («Портрет графа Джузеппе да Порта с сыном». Частное собрание, Флоренция; «Женский портрет». Лувр, Париж; «Мужской портрет», Эрмитаж), но портретный жанр не занимал в творчестве мастера столь важного места, как у Тициана.

В связи с общим кризисом культуры Возрождения даже в творчестве такого жизнелюбца, как Веронезе, появляются признаки меланхолии и грусти, его колорит к концу жизни становится более холодным. Такова эрмитажная картина «Оплакивание» (между 1576– 1582 гг.), где мертвое, тронутое тлением тело Христа занимает первый план композиции и ощущение трагического одиночества усиливает помещенная рядом фигура золотоволосого ангела в винно-красном одеянии.

Веронезе умер 19 апреля 1588 года, оплакиваемый всей Венецией. Его похоронили в церкви Сан Себастьяно, которую он при жизни украсил росписями.