Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Табачная трубка привела Ван-Гога к сумасшествию и он отрезал себе ухо



Напряженный труд и постоянные разногласия способствуют усилению болезненного состояния Ван-Гога. Увидев свой портрет, написанный Гогеном, он приходит в нервное возбуждение и восклицает: «Это действительно я, но только сошедший с ума». Вечером того же дня в кафе возбужденный Ван-Гог бросает стакан в голову Гогена. На следующее утро, проснувшись и смутно припоминая происшедшее, он просит Гогена извинить его и остаться в Арле. Гоген говорит о своем намерении уехать. Вечером 23 декабря 1888 года во время прогулки Гоген услышал за спиной торопливые шаги и быстро обернулся как раз в тот момент, когда Ван-Гог был готов броситься на него с бритвой. Гоген уходит ночевать в гостиницу. В тот же вечер Ван-Гог в припадке безумия ранит себя, отрезав ухо. Из госпиталя он выходит в январе 1889 года, однако болезнь все еще дает себя знать. В конце февраля горожане ходатайствуют о помещении Ван-Гога снова в больницу. В это тяжелое время созданы знаменитый ван-гоговский «Человек с трубкой» (Автопортрет. 1889. Собр. Файэ, Париж) и «Автопортрет с отрезанным ухом» (1889, два варианта – в Чикаго и в Лондоне, в Институте Курто), а также «Стул с табачной трубкой» (1888–1889. Галерея Тет, Лондон) – изображение желтого стула, на котором сидел Ван-Гог, при дневном освещении и «Кресло Гогена при ночном освещении» – грустное воспоминание о времени совместной работы и разлуке.

В середине апреля 1889 года Ван-Гог узнает о женитьбе брата Тео. Чувствуя свое одиночество, больной и отчаявшийся, он принимает добровольное решение уйти в лечебницу в Сен-Реми. Находясь в больнице в течение года и пользуясь относительной свободой, Ван-Гог в перерывах между обострениями болезни продолжает работу. Он пишет пейзажи, изображающие сад лечебницы и живописные окрестности: «Большая дорога в Провансе» (1890, Музей Креллер-Мюллер, Оттерло) и «У подножия Альп» (1890, Музей Крел-лер-Мюллер, Оттерло), «Желтые хлеба с кипарисами» (1889. Галерея Тет, Лондон) и др. Частым мотивом в этих картинах являются кипарисы. Изгибаясь, подобно языку пламени, они устремляются вверх, и все вокруг них вторит этому порыву – колышутся хлеба в полях, развеваются на ветру ветви густых кустарников, клубятся облака над круто изгибающейся линией гор. «Полыхающий» стиль характерен для поздних работ Ван-Гога, полных динамики и предельной экспрессии. В это время и особенно в последний, оверский, период в произведениях художника наиболее яркое выражение находит та живописная манера, которая оказала в дальнейшем большое воздействие на формирование западноевропейского экспрессионизма.

Через пять дней после выхода из больницы 21 мая 1890 года Ван-Гог поселяется в Оверена-Уазе. За состоянием здоровья Винцента в это время следит его друг – художник и знаток искусства доктор Гаше. Знаменитый «Портрет доктора Гаше (1890. Институт искусств, Франкфурт) – едва ли не лучший из портретов, написанных Ван-Гогом. Поль Гаше сидит, подперев голову рукой, спокойно положив на стол вторую руку. Неподвижен взор человека, находящегося в глубоком раздумье. Но эта статичность позы лишь подчеркивает ощущение внутреннего беспокойства, динамики и напряжения, которые порождаются всем строем картины. Композиция, построенная по диагонали (наклон фигуры, линия стола, стебли цветов, устремленные налево), динамичные контуры силуэта, извивающиеся линии складок одежды, поток прерывистых черточек-мазков, составляющий фон, напряженный, нервный ритм красочных сочетаний раскрывают сложный характер портретируемого, говорят о его внутренней надломленности, глубоких противоречиях и мучительных поисках истины. О чем думает Гаше – о смысле бытия? О жизни, о судьбе человека? Эти вопросы волновали самого Ван-Гога и остались для него безответными. Трагическое звучание портрета словно предвещает близкую драматическую развязку. Доктор Гаше застает Ван-Гога с револьвером. Но он не отбирает у него оружия. Через несколько дней, пытаясь покончить жизнь самоубийством, Винцент стреляет в себя. Смертельно раненный, он умирает 29 июля 1890 года.