Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Противоречивое творчество Сезанна



В 80–90-х годах для Сезанна характерны статичные композиции. Изображая человека, художник заставляет его позировать по много раз и в абсолютно неподвижной позе, вконец измучивая модель. Зачастую он смотрит на человека так же, как на любой предмет в своем натюрморте, интересуясь лишь конструктивной стороной, передачей форм. При этом внутренний мир человека, его характер, движения, мимика – все это отступает на задний план. Лишь в поздний период у Сезанна наблюдается известный интерес к психологической характеристике образа («Портрет Вайе». 1904. Собр. Пеллерен, Париж). В это время в композициях усиливается момент экспрессии и динамики.

В сложном и противоречивом творчестве Сезанна, наряду с субъективизмом, с тенденцией подчинять видимый мир определенным нормам, умещая его в рамки собственной схемы, сохранялось и страстное желание строить эту схему, эту систему на основании рационального познания действительности. Позднее, в XX веке, многие последователи художника из числа так называемых «сезаннистов», опираясь на отдельные стороны искусства Сезанна, вступили на путь открытого формализма, уже никак не связанного с правдивым отображением жизни. Шумная деятельность некоторых живописцев, как правило, не обладавших и долей таланта Сезанна и часто шедших по путям, вообще далеким от его поисков, повредила славе Сезанна. Явления искусства, порожденные империализмом и кризисом буржуазной культуры, иногда воспринимались как выдумка Сезанна. А между тем мировоззрение Сезанна, отсутствие у него прогрессивного идеала, односторонние поиски и противоречия, которые он так и не смог разрешить – типичное порождение эпохи кризиса капитализма. Как у каждого большого художника, прошедшего путь долгих поисков, у Сезанна были достижения, но были и срывы, часто им же самим осознанные. Кубисты, экспрессионисты и представители ряда других направлений воспринимали творчество Сезанна обычно поверхностно и однобоко. Они механически использовали отдельные приемы его способа изображения окружающего и строили на них свои формалистические схемы.

Несмотря на то, что отдельные завоевания художника могли быть и были с успехом использованы уже в реалистических целях талантливыми мастерами в ряде стран (в России Машковым, Кончаловским), творчество Сезанна сыграло и известную отрицательную роль, расчищая путь безыдейной, формалистической живописи антиреалистических направлений, которые начали развиваться позднее, особенно в 1920-х годах.

Число поклонников таланта Сезанна при жизни художника росло медленно. До конца дней своих ему не удалось добиться официального признания. Жюри по-прежнему неохотно пропускало его картины. Правда, он был представлен на Всемирной выставке 1900 года и в осеннем Салоне (1904 и 1905), однако орден Почетного легиона, которого добивался художник, ему так и не вручили.

Последние годы Сезанн провел в Эксе, где, несмотря на ухудшившееся здоровье, не оставлял живописи. В один из осенних дней 1906 года, когда он работал над пейзажем, началась гроза. В течение двух часов под сильным дождем Сезанн трудился над этюдом. На обратном пути он упал без сознания. Его подобрала проезжавшая мимо повозка и доставила домой. Сезанн был в тяжелом состоянии, но на утро пошел в сад, чтобы продолжить другой этюд. Это была последняя работа художника. Он вновь теряет сознание и уже не встает с постели. Через несколько дней, 22 октября 1906 года Сезанн умирает.