Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Ян Матейко не смог променять любимый Краков на мировые столицы



Ян Матейко родился 24 июня 1838 года в Кракове. Его отец Франишек Матейко, чех по национальности, юношей приехал в Польшу. Вначале он работал преподавателем музыки в провинции, потом, накопив денег, переехал в Краков. Влюбленный в свое дело, он дает здесь уроки игры на фортепьяно, организует хоры, квартеты, квинтеты.

В 1826 году в возрасте тридцати шести лет он женится на купеческой дочке Катажине Россберг и поселяется в ее собственном доме на улице Флорианьской. Семья вскоре становится многочисленной: у них рождается семь сыновей и две дочери, но Катажина в 1845 году заболевает чахоткой и умирает почти одновременно с дочерью Луцией. Франчишек Матейко очень мало бывает дома, он много работает, всегда озабочен тем, как прокормить большое семейство. Опеку над младшими детьми и ведение хозяйства берет на себя сестра Катажины.

В это время Яну всего семь лет. Это хилый, болезненный малоразговорчивый ребенок, который имеет богатую фантазию и больше всех других развлечений любит рисовать. Еще при жизни матери, усаживаясь вместе с братьями и сестрой за длинный стоявший в детской стол, он с удовольствием изображал зверей, дома, сцены, увиденные на улице. Однажды мать, чтобы примирить детей, каждый из которых доказывал, что он рисует лучше других, устроила конкурс. Первое место на конкурсе за изображение солдата при штурме крепости было присуждено маленькому Яну, который тогда еще не умел ни читать, ни писать.

Однако после смерти матери его увлечение рисованием не находит поддержки. Отец по-своему любит Яна и даже сам дает ему уроки музыки, но считает его неудачником. Ян плохо видит, в нем нет обычной для ребенка живости, он не может похвастаться своими успехами ни в школе св. Барбары, ни позже, в лицее св. Анны. Однако не имеющий склонности к наукам, неспособный к изучению иностранных языков, мальчик с необычным для его возраста упорством часами просиживает над книгами, знакомясь с прошлым страны, подолгу рассматривает исторические хроники и делает к ним иллюстрации. Заметивший усидчивость Яна старший брат Франчишек, доцент Ягеллонской библиотеки, начинает покровительственно относиться к его увлечению рисованием и историей и в результате по настоянию Франчишка отец, хотя и против своего желания, отдает Яна в 1852 году в Краковскую школу изящных искусств.

В первые годы обучения будущий прославленный художник не проявляет своих способностей. Маленького роста, со впалой грудью, неловкий и несмелый, он не пользуется любовью среди своих соучеников. Они подсмеиваются над тем, что он всегда за работой, что он плохо видит и постоянно прикладывает стеклышко к левому глазу. Не отмечен он поначалу и учителями Статтлером и Лущкевичем. Но со временем Ян начинает выделяться своим огромным интересом к прошлому родины, упорством в достижении цели. Когда же в последний год обучения он создает несколько исторических композиций и в том числе дипломную работу «Карл X Густав и Старовольский в соборе на Вавеле» (1858. ЛГКГ), он привлекает к себе всеобщее внимание, о нем говорят, его картине посвящают хвалебные отзывы.

Окончив школу и получив очень скромную стипендию для продолжения образования за границей, Матейко в декабре 1858 года уезжает в Мюнхен. Богатые художественные собрания, в частности, Пинакотека, произведения старых мастеров, особенно Дюрера, Ван-Дейка, Рубенса производят на воспитанника провинциальной краковской школы огромное впечатление. Но сама Мюнхенская академия, во главе которой стоит Пилоти, сторонник далекой от жизни академической живописи, система преподавания в ней Яна не удовлетворяют. Он не хочет работать ни в одной из мастерских, не зная языка, нигде не бывает, ни с кем не общается. В довершение всего очень ограниченный в средствах, обычно недоедающий, он заболевает тифом и, проведя в Мюнхене вместо двух лет всего девять месяцев, возвращается на родину.

Здесь он заканчивает начатую в Мюнхене картину «Отравление королевы Боны», исполняет по заказу три портрета. Все еще надеясь пополнить свое образование, он решает попытать счастья в Венской академии и едет туда в 1860 году, но пребывание в Вене оказывается еще более коротким и еще менее плодотворным, чем в Мюнхене. Сильнее прежнего художника тянет к себе родина, любимый Краков. В голове один за другим возникают замыслы картин на темы польской истории, и все, что отвлекает от них, кажется ему ненужной помехой.

В Кракове Матейко сейчас же горячо принимается за осуществление своих планов. Прежде всего он заканчивает большой труд, над которым работал несколько лет, – альбом «История польского костюма» (1861). Однако радость, связанная с окончанием большой работы, омрачается: в день, когда художник раскрашивает последний лист, умирает отец, к которому он был очень привязан. Кроме того, из Королевства Польского доходят слухи о начавшихся там волнениях, арестах, первых жертвах.