Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Станчик и Проповедь Скарги руки Матейко



Матейко в возрасте десяти лет пережил события 1848 года, когда его два старших брата, Зыгмунт и Эдмунд, приняли участие в борьбе за свободу. Один из них погиб, другой вынужден был эмигрировать. Воспитанный в семье в патриотических вольнолюбивых традициях художник горячо откликается теперь, в 1861 году, на новую попытку польского народа завоевать себе свободу. Он жертвует на нужды восстания деньги, вместе со своим другом Шуйским доставляет оружие в один из повстанческих отрядов. Однако более близкое знакомство с обстановкой, с настроением руководителей восстания заставляет Матейку усомниться в благополучном исходе борьбы. Его воодушевление сменяется горьким разочарованием, и он пишет картину, которую сам называет «зеркалом своей души».

«Станьчик на балу у королевы Боны» (1862. Национальный музей, Варшава) – это первое вполне самостоятельное и зрелое произведение мастера. Станьчик – историческое лицо, шут при дворе польского короля Зыгмунта I Старого, изображен задумавшимся над судьбами своей страны и народа. Противопоставляя его придворным, которые беззаботно веселятся, несмотря на полученную депешу, извещающую о поражении польского войска, художник создает трагический образ патриота, наделяет его глубокой психологической характеристикой. Оцепеневшая, неподвижная фигура шута, сцепленные пальцы рук, задумчивое лицо и особенно глаза, смотрящие как будто ничего не видящим взглядом, прекрасно передают его состояние, силу его переживаний.

В основу композиции положен конкретный момент польской истории начала XVI века, но смысл ее гораздо шире. Обращаясь к прошлому, мастер выражает свои сомнения и тревоги, свое отношение к верхушке аристократического общества, предающей интересы народа. Мысли и думы Станьчика – это мысли и думы самого Матейки, а потому мастер придает лицу шута свои портретные черты.

Окончив работу над «Станьчиком», художник, мечтающий принести максимальную помощь родине, вступает в ряды повстанцев и в мае 1863 года едет в действующий отряд. Но к этому времени восстание почти повсеместно подавлено, и вернувшийся домой Матейко «топит свою печаль и скорбь» в новой картине, носящей название «Проповедь Скарги» (1864. Национальный музей, Варшава).

В этой многофигурной композиции изображен Петр Скарга, произносящий пламенную проповедь перед польским королем Зыгмунтом III Вазой и его двором. Здесь уже нет места горькому раздумью Станьчика, на смену ему приходит гневное обличение, проклятие, которое бросает в лицо собравшимся патриот, поборник сильной государственной власти, в душе которого бушуют пламя и страсть, боль и горечь. И шляхетская верхушка здесь уже не выступает безликой массой: каждый из тридцати персонажей в картине наделен своим характером, каждый по-своему реагирует на услышанное. Большую роль в подчеркнуто напряженной ситуации играют выражения лиц, позы, жесты, а также отдельные предметы, как например, брошенная на пол перед центральной группой перчатка – вызов магнатов сторонникам единого польского государства.

Картина «Проповедь Скарги», над которой художник работал около двух лет, была хорошо принята польским обществом. До этого мало кому известный Матейко становится знаменитостью, получает много заказов. Ошеломленный и окрыленный успехом, он женится на Теодоре Гебултовской, сестре друга, к которой был неравнодушен еще в детстве, и вместе с молодой женой едет в Париж, чтобы экспонировать там своего «Скаргу». Картина имеет успех и получает на Международной выставке золотую медаль, но художник остается в Париже недолго. Он снова чувствует себя здесь, как в Мюнхене и Вене, гостем, рвется домой и по приезде сразу же приступает к новой работе – «Рейтану» (1866. Национальный музей, Варшава), в которой речь идет уже не о предсказании, а об истинном падении Польши, о потере ею независимости и единства.

Аренда авто в Екатеринбурге без водителя - поиск автомобилей в Аренду www.prokat96.ru.