Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Станчик и Проповедь Скарги руки Матейко



В последующие годы Матейко пишет одну за другой многочисленные многофигурные композиции, раскрывая перед современниками все новые и новые страницы польской истории. Но в создавшейся после подавления восстания обстановке, когда боевой пыл уступает место пессимизму и неверию в силы, художник уже не бичует и проклинает, а, желая поддержать упавших духом, разворачивает перед ними картины былых побед, былого могущества государства. Так возникают «Баторий под Псковом» (1871. Национальный музей, Варшава), самое большое и самое прославленное произведение «Грюнвальдская битва» (1878. Национальный музей, Варшава), «Прусская присяга» (1882. Национальный музей, Краков) и многие, многие другие. Матейко создал около ста исторических композиций, которые принесли ему громкую славу и популярность, но значительное место в его творчестве принадлежит также портретам. Среди них есть и репрезентативные, официальные, где богатый костюм, пышная обстановка, эффектная поза заменяют психологическую характеристику изображенного, есть и скромные, интимные, в которых облик и характер хорошо знакомого художнику человека раскрыты глубоко, полно и с большой непосредственностью.

Особый интерес представляют автопортреты мастера и прежде всего «Автопортрет» (1892. Не сохранился), созданный им в последний год жизни.

Ян Матейко был настоящим фанатиком своего дела, видя в нем служение родине и народу. «Вот человек, который, Вы чувствуете, не шутит искусством, – писал Крамской Третьякову. – Нет другого такого же серьезного ума и сердца». Но обладая неукротимым темпераментом, Матейко никогда не ограничивался только деятельностью живописца, он заботился об охране памятников старины родного Кракова, в котором прожил всю жизнь и к которому питал глубокую нежность. Возглавляя в течение двадцати лет Краковскую школу изящных искусств, он стремился свой пыл и энтузиазм передать молодому поколению, учил его видеть в искусстве не забаву, а дело большого общественного и политического значения, «своего рода оружие в руке».

Однако последние годы жизни, несмотря на неиссякаемую энергию и активность, художник чувствовал себя глубоко несчастным. Еще в 1860-е годы после создания «Рейтана» польские аристократы за разоблачение Матейкой их предков обвинили его в измене интересам родины, в 1880-е годы против мастера поднялась окрепшая польская буржуазия, которой не могло импонировать искусство, будившее в народе патриотические чувства. Матейко работает с энергией человека, которому надо многое сказать и который боится, что он не успеет осуществить все свои замыслы. Но работать тяжело, художник страдает морально, переживая непризнание современниками его последних произведений, страдает физически от обострившейся болезни желудка. Он почти ничего не ест, только пьет черный кофе да курит, но по целым дням не отходит от мольберта. Таким он себя и изображает в «Автопортрете».

В картине нет ничего, что могло бы отвлечь внимание от ярко освещенного благородного худого лица, от больших выразительных глаз, против обыкновения не прикрытых очками и позволяющих заглянуть в самые тайники души. На этом лице лежит печать сложной, напряженной духовной жизни, в глазах – огонь горячего сердца, тоска измученной души.

Осенью 1893 года, возвращаясь из-за границы, И. Е. Репин, высоко ценивший многие произведения Матейко, решает специально заехать в Краков, чтобы познакомиться с коллегой, поделиться с ним мыслями, написать его портрет. Но интересному свиданию не суждено было состояться. До последнего дня не выпускавший кисти из рук Матейко умирает накануне приезда Репина, 1 ноября 1893 года.