Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Сирота Михай Мункачи примыкает к странствующему живописцу Самоши



Михай Мункачи родился 20 февраля 1844 года в городе Мункач (настоящая фамилия художника – Либ, но он взял себе псевдоним Мункачи по названию родного города). Отец художника Отто Либ был сборщиком налогов на соль и по роду своей службы часто вместе с семьей менял местожительство. Мать происходила из обедневшей дворянской семьи.

Михай рано остался круглым сиротой. В 1848 году, когда в Венгрии началось национально-освободительное движение, его отец принес присягу революционному правительству. После подавления движения это послужило причиной его ареста. Сидя в тюрьме, он тяжело заболел и, выйдя из нее, вскоре умер. Незадолго до этого скончалась мать художника, не вынесшая тревог и переживаний, связанных с арестом мужа и конфискацией всего имущества. Пятерых детей взяли к себе на воспитание родственники. Опекуном шестилетнего Михая и его сестры Гизеллы стал брат матери Иштван Реэк – адвокат, лишенный права заниматься практикой за участие в национально-освободительном движении. Дядя был очень строг и держал впечатлительного мальчика в постоянном страхе. После своей женитьбы в 1854 году, чтобы не нести расходов по воспитанию приемыша, он отдал его в столярную мастерскую. Четыре года провел здесь Михай, слыша брань и вынося побои. Он ходил оборванным, голодным, прежние друзья детства отворачивались от него. Унижения и страдания сделали его замкнутым.

В 1859 году в возрасте четырнадцати лет Михай стал подмастерьем и уехал в Арад, где днем работал в мастерской, а вечера проводил в кругу студентов. Под их влиянием он стал зачитываться Петефи и Шиллером, начал сам писать стихи, в то же время увлекаясь разрисовыванием стен и мебели в мастерской.

Два года, проведенные в Араде в условиях страшной нищеты, ослабили организм Михая, он тяжело заболел и вынужден был вернуться к дяде, который, хотя и очень неохотно, но оставил у себя надломленного физически и душевно юношу. Именно здесь, у дяди, в периоды, когда ему становилось лучше, он начал тайком рисовать, почувствовав в этом свое призвание. После долгих споров дядя разрешил, наконец, Михаю посещать местного художника Ференца Фишера. В мастерской Фишера он познакомился со странствующим живописцем Элеком Самоши и вместе с ним отправился в путь по стране от мецената к меценату.

Искренний друг и наставник, Самоши не только учит рисовать, но и стремится обогатить познания юноши. Он же, вручив ученику рекомендательное письмо, советует ему поехать в Пешт, где Михай и оказывается осенью 1863 года. Здесь художники Антал Лигети и Мор Тан тепло принимают юношу и чем могут помогают ему. Мункачи пишет свои первые произведения «Рассказывающий гонвед», «Чтение письма», продает их и на вырученные деньги отправляется в Вену. Там он поступает в Академию, однако занимается всего полгода, так как после смерти покровительствовавшего ему профессора Раля его исключают как недисциплинированного ученика.

В это время Михай знакомится с произведениями известного немецкого живописца Кнауса, в частности, с «Фокусником», в котором юного художника привлекает передача типов, характеров, манера письма. Он намеревается ехать к Кнаусу в Дюссельдорф, но друзья и покровители уговаривают его поехать в Мюнхен, где в Академии он сможет получить серьезную профессиональную подготовку.

Два года пребывания в Мюнхене не проходят для Михая бесследно. Молодой живописец переходит из мастерской в мастерскую – от Каульбаха к Вагнеру, от Вагнера к Адаму. Не удовлетворенный ни одной из них, художник к концу первого года понимает, что не здесь сможет развить свои творческие наклонности. Михай с большим упорством пишет с натуры, делает иллюстрации, рисует злые карикатуры на себя и других.