Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Камера смертника в жизни Мункачи



Большую роль для роста Мункачи-художника сыграло посещение им в 1867 году Всемирной выставки в Париже, знакомство с последними достижениями мировой живописи, в частности, с произведениями Курбе. Вернувшись в Дюссельдорф, Мункачи уже по-новому воспринимает творчество Кнауса. Он разочаровывается в своем былом кумире и иронически посмеивается над его сентиментальным благодушием в изображении семейных добродетелей. Для молодого художника становится ясным, что нужно найти свою дорогу в искусстве, нужно поднять в произведениях важные проблемы, касающиеся жизни родного народа, его судеб. В значительной мере самостоятельной работой, созданной в это время, можно считать «Зевающего подмастерья» (1869. Местонахождение неизвестно), в которой мастер очень прозаично, но с огромной эмоциональной силой воскресил свои страдания в годы ученичества.

Еще некоторое время Мункачи мечется, пишет картину за картиной, пока, наконец, не находит темы, которая его захватывает: он задумывает создать трагический образ осужденного на смерть, но не примирившегося со своей судьбой человека. Так возникает навеянная воспоминаниями детства «Камера смертника» (1870. Академия изящных искусств, Филадельфия) – в той же мере жанровая, как и историческая композиция, которая приносит художнику громкую славу и золотую медаль в Парижском Салоне 1870 года. Главный герой в картине – крестьянин, по-видимому, бунтующий против общественного неравенства и несправедливости. Это мужественный, полный благородного негодования человек, бросающий вызов власти и церкви. Он сидит в глубокой задумчивости в сводчатой сырой тюремной камере, не обращая внимания на родственников и односельчан, согласно венгерскому обычаю пришедших проститься с арестантом, который должен умереть. И главный герой, и все остальные персонажи драмы очень выразительны. Каждый человек в группе посетителей по-своему чувствует и мыслит, каждый по-своему выражает отношение к заключенному. Любопытство и восхищение маленького подмастерья, сострадание и ужас, написанные на лицах женщин, глубокая задумчивость молодого крестьянина – все это проявляется сдержанно, но во всем чувствуется искренность. Сопоставляя различные душевные состояния, давая понять, что простые люди сочувствуют осужденному, видят в нем героя, Мункачи обогащает содержание произведения, заостряет его драматизм, его социальную направленность.

Вслед за «Камерой смертника» художник пишет «Щипательниц корпии» (1871. ВНГ, Будапешт), «Ночных бродяг» (1873. ВНГ, Будапешт), «Ломбард» (1874. Метрополитен-музей, Нью-Йорк), в которых показывает народный характер освободительной борьбы, участь «отверженных», тяжелую жизнь беднейших слоев населения. Эти произведения поднимают на новый, высший этап венгерскую жанровую живопись, достигающую высот критического реализма. Именно их имел в виду Стасов, писавший, что Мункачи «один из самых решительных, неукротимых реалистов в Европе».

Помимо многофигурных композиций с развитым сюжетом, художник создает в эти же годы ряд картин с одной-двумя крупноплановыми фигурами: «Старуха, сбивающая масло», «Женщина с хворостом», «Прощание» (все – 1873. ВНГ, Будапешт). В этих картинах нет действия, нет подробного рассказа, но сколько в них трагизма, как убедительно раскрывают они тяжесть крестьянской доли. С большой теплотой пишет Мункачи женщину с хворостом, бессильно опустившуюся на землю, всем своим видом выражающую покорность судьбе. В этой представительнице «маленьких людей» мастер видит усталого, погруженного в свои мысли человека, достойного внимания и горячего сочувствия.

С 1872 года Мункачи живет в Париже. Он приезжает сюда, влекомый воспоминаниями о сильнейшем впечатлении, которое произвела на него Всемирная выставка, воспоминаниями о первом настоящем успехе «Камеры смертника». В первые годы парижской жизни художник не порывает с родиной, с тематикой, отражающей жизнь венгерского народа. Но в середине 1870-х годов в его творчестве происходит перелом. Значительную роль в этом играют обстоятельства личной жизни, в частности женитьба мастера на вдове его друга барона де Марша – Цецилии Напер. Эта тщеславная женщина претендует на то, чтоб ее дом был средоточием всей художественной жизни Парижа. Она устраивает у себя ужины, концерты, на которых можно встретить литературный, артистический, театральный мир, самое блестящее светское общество. Беспрестанно требуя от художника денег, она развивает в нем жажду славы, желание жить в роскоши. И он в погоне за успехом сворачивает с ранее избранного пути, берется за исторические темы, не связанные с национальной историей, после этого переходит к религиозным сюжетам. Не порывает Мункачи и с жанром, но и он приобретает в 1870-е годы совсем иной характер. Начиная со своеобразной рекламы – картины «Ателье художника» (1876. Части, собр., Балтимора), в которой мастер изображает себя и жену в роскошно обставленной мастерской, он пишет «Послеобеденный визит» (1879. ВНГ, Будапешт) и еще ряд типично «салонных» картин, похожих друг на друга и отличающихся только названиями. Главное внимание в этих произведениях обращено на передачу роскошных интерьеров, богатой обстановки, нарядных костюмов, изящных аксессуаров.