Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Роскошная жизнь Мункачи подрывает его душевное здоровье



В погоне за большими деньгами Мункачи вначале имеет дело с известным торговцем картин и знатоком Гупилем, а затем заключает кабальный договор с Зедельмейером, согласно которому в собственность торговца поступают все картины, которые создаст художник в течение десяти лет. Знакомый с Мункачи и наблюдавший его жизнь в Париже скульптор Антокольский пишет Стасову в 1886 году: «...он ведет жизнь чрезвычайно широкую и роскошную; и вот из художника превращается в какого-то фабриканта. Он не слушает и не ждет того, что скажут – все это откуплено вперед; что за дело купцу, что скажет знаток?»

Лучшими работами Мункачи в 70–80-е годы являются пейзажи и портреты. В его пейзажах «Аллея» (1886. ВНГ, Будапешт), «Пасущееся стадо» (1882. ВНГ, Будапешт) и в других ощущается непосредственное восприятие натуры, восхищение природой. В портретах жены художника (кон. 1870-х гг.. ВНГ, Будапешт), кардинала Хейнальда (1884. ВНГ, Будапешт), композитора Листа (1886. ВНГ, Будапешт) чувствуется пристальное внимание к человеку, проникновение в образ. Изображая своего соотечественника, великого венгерского композитора и музыканта, с которым Мункачи связывали в 80-е годы тесные узы дружбы, мастер придает образу Ференца Листа величавость и монументальность. Композитор изображен в последний год жизни. Умудренный долголетним жизненным опытом семидесятипятилетний старик сидит около фортепьяно, как бы вспоминая свою жизнь. Величавым спокойствием веет от одетой в темное фигуры, от некрасивого, со следами глубокой старости, строгого лица.

Роскошь, шумная, светская жизнь не могут в конце концов не надоесть Мункачи. Его утомляет работа над грандиозными полотнами, постоянный страх выйти из моды. Ухудшающееся состояние здоровья требует отдыха, заставляет мастера искать и ценить уединение. С 1885 по 1889 год он пишет свои «Воспоминания», которые воскрешают в его душе картины далекого прошлого. Он чувствует потребность укрепить связь с родиной, помочь чем можно развитию национального искусства, вернуться к прежней тематике, связанной с венгерским народным бытом. В 1888 году он пишет картину «После работы», в 1893 году – «Горюющий бетьяр», (ВНГ, Будапешт), обретая, таким образом, круг тем, которые его когда-то волновали. Наконец, в 1895 году он создает «Забастовку» (ВНГ, Будапешт), в которой откликается на современные события, изображает открытую борьбу пролетариата. «Забастовка», по словам самого Мункачи, доставила ему удовлетворение видеть в ней, насколько возможно, осуществленными его художественные намерения. Она явилась идейным завещанием мастера венгерским художникам следующего поколения.

В последние годы жизни Мункачи мечтает вернуться на родину, ведет переговоры с венгерским правительством, хочет иметь возможность преподавать, руководить молодыми. Но тяжелая душевная болезнь, давно подтачивавшая его организм, мешает осуществлению его замыслов. В 1896 году Мункачи помещают в санаторий для нервнобольных. Последние годы он доживает в подобной же больнице в Энденихе близ Бонна и умирает 1 мая 1900 года. По желанию художника тело его перевозят на родину и хоронят в Будапеште.