Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Творец позднего Возрождения Тинторетто



Джакопо Робусти, прозванный Тинторетто, замечательный мастер колорита, творчество которого относится к заключительному этапу искусства венецианского Возрождения.

Сын бедного красильщика (tintore – красильщик), Тинторетто родился 29 сентября 1518 года в Венеции и прожил почти безвыездно около восьмидесяти лет в родном городе, украсив своей кистью его дворцы и храмы. Он так любил свое дело, что работал не только днем, но и по ночам, а для друзей писал картины без всякого вознаграждения, возмещая только деньги, потраченные на краски.

Некоторое время Тинторетто обучался у Тициана, но его независимый нрав не терпел непререкаемых авторитетов, и он вскоре покинул мастерскую признанного главы венецианских живописцев. По другим сведениям, Тициан не захотел держать его у себя, предугадывая в нем опасного соперника. Однако Тинторетто продолжал преклоняться перед талантом своего наставника, одновременно высоко ценя искусство Микеланджело. В мастерской он повесил написанный крупными буквами девиз: «Колорит – Тициана, форма – Микеланджело».

Для построения своих композиций, которые всегда удивляют неожиданностью, художник использовал восковые фигурки. Лепил их сам, а затем помещал в картонном макете комнаты и, освещая сквозь прорези лампой, достигал определенных светотеневых эффектов, которые и переносил на полотно. Большое значение он придавал рисунку.

Тридцати лет Тинторетто написал картину «Чудо св. Марка» (1548. Академия, Венеция), выдвинувшую его в первые ряды венецианских живописцев. В этом произведении творческая индивидуальность мастера проявилась в смелом построении, в бурном порыве движения, драматизме ситуации, красоте плотного золотистого колорита. Обращает внимание то обстоятельство, что в картине по существу нет главного действующего лица, акцент перенесен на толпу, где отдельные фигуры выделяются экспрессивными позами и жестами. Вслед за тем Тинторетто создал многочисленные алтарные композиции для венецианских церквей, решительно ломая установившиеся каноны. Например, во «Введении во храм» (1555. Церковь Санта Мариа дель Орто, Венеция) традиционное восхождение маленькой Марии по пологой лестнице, со спокойным движением фигуры параллельно нижнему краю картины он подменяет трудным подъемом по крутым, вздымающимся вверх ступеням.

В картине «Тайная вечеря» (ок. 1565 г. Церковь Сан-Тровазо, Венеция) действие разворачивается в полутемном подвале (характерное для работ Тинторетто странное освещение – не дневной и не вечерний свет), где за столом в подчеркнуто непринужденных, позах – спиною к зрителю, полулежа на столе, изогнувшись в кресле – расположились апостолы, одетые в костюмы венецианцев среднего достатка.

Религиозные сюжеты получили у Тинторетто демократическую окраску, герои его – не венецианские нобили, как было у Веронезе, а простые люди. В 1550-е годы он сближается с группой оппозиционно настроенной интеллигенции. Демократические тенденции мировоззрения художника ярко проявились в росписях Скуола ди Сан Рокко, где он работал свыше двадцати лет (1565–1587) и выполнил много настенных композиций и плафонов («Голгофа», «Поклонение пастухов», «Крещение», «Бегство в Египет» и др.). Он дал свою собственную иконографию, представив евангельские сцены как сцены подлинно народной жизни, и выразил в них то настроение тревоги и смятения, которое так характерно для большинства его работ.

Другая линия в творчестве Тинторетто – монументально-декоративные полотна светского характера во Дворце дожей.

В 1577 году пожар уничтожил внутреннюю отделку дворца – резиденции правительства Венецианской республики.

Тинторетто, Веронезе, Бассано и ряд других мастеров должны были создать репрезентативные композиции, призванные прославить «Республику св. Марка». Работы выполнялись маслом по холсту и представляют собой панно и плафоны, вставленные в резные золоченые обрамления. К лучшим созданиям Тинторетто принадлежат четыре аллегорические композиции в небольшом дворцовом зале. Они прославляют морское могущество Венеции («Вакх и Ариадна»), ее мудрую дипломатию («Минерва и Марс»), богатство и красоту («Меркурий и три грации»), непобедимость венецианского оружия («Кузница Вулкана»).

Здесь открываются новые грани таланта великого венецианца – лиричность, легкость, изящество; так, в панно «Вакх и Ариадна» розовато-смуглые тела, подобно сказочному орнаменту, рисуются на зеленовато-голубом фоне неба и моря. Примечательно, что эти росписи создавались параллельно драматическому циклу Сан Рокко.

В 1585 г. Тинторетто пишет для Дворца дожей батальную композицию «Битва при Заре» – рассказ патетически взволнованный, но ясный и подробный во всех деталях. Зритель видит осаду крепости, схватки воинов, морской бой; слышит жужжание сотен стрел и звуки тяжело падающих ядер. В те времена битвы изображались чаще всего в виде аллегорий, и столь реалистический язык был новостью. Колорит строится на эффектном контрасте зеленовато-голубых тонов неба и моря светло-вишневым, желто-оливковым, коричневым тонам одежд воинов.

В 1588 году для зала Большого совета, самого большого помещения во дворце, площадью около тысячи трехсот пятидесяти квадратных метров, Тинторетто написал грандиозную картину «Рай», заполнив полотно сотнями фигур в невероятно сложных позах и ракурсах. Венецианцы и сейчас считают «Рай» самой большой картиной мира: ее ширина достигает двадцати двух, а высота – семи метров.

Тинторетто охотно писал портреты, которые отличаются свободной постановкой фигур и широтой живописной манеры.

Тинторетто умер 31 мая 1594 года в Венеции и был погребен в церкви Санта Мариа дель Орто.

Сделать запрос на бесплатную консультацию.