Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Неверие Фомы руки Караваджо



В 1597–1598 годах в церкви Сан Луиджи деи Франчези Караваджо выполнил для капеллы Кантарелли три монументальные композиции – «Евангелист Матфей, внимающий ангелу», «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея». Теперь его искусство становится более напряженным и драматичным, а порою даже жестоким. Он вводит прием резкого контраста света и тени. Яркий свет как бы выхватывает из темного непроницаемого пространства отдельные фигуры, чем усиливается тревожное настроение произведения в целом. Этот прием, характерный для периода творческой зрелости Караваджо (так называемая «темная» манера) был усвоен впоследствии его многочисленными последователями. Типы в его религиозных композициях подчеркнуто простонародны: это сильные, грубые, но значительные натуры. И до Караваджо в итальянском искусстве имела место демократизация образов священного писания, но он возводит это в степень своего художественного кредо.

Стиль Караваджо получил наиболее полное воплощение в произведениях, созданных им в Риме на протяжении 1600–1606 годов и оказавших огромное влияние на становление всего реалистического искусства XVII века. Таковы «Видение Савла» и «Мученическая смерть апостола Петра» (церковь Санта Мариа дель Пополо), «Мадонна ди Лоретте» (церковь Сант-Агостино), «Мадонна со змеей» (галерея Боргезе), «Положение во гроб» (Ватикан) и др.

В качестве примера разберем две широко известные работы мастера: «Неверие Фомы» (Государственные берлинские музеи) и «Смерть Марии» (Лувр, Париж). В основу первой положен эпизод евангельского мифа. В нем рассказывается о том, что апостол Фома, узнав о воскрешении Христа, сказал, что сможет поверить этому только тогда, когда собственной рукою коснется его ран. Явившийся Христос рассеял неверие Фомы.

Изображение Караваджо отличается предельной простотой, конкретностью и выразительностью. Достаточно посмотреть на фигуру Фомы: глубоко засунув палец в рану, он пытается осознать происходящее, его открытое крестьянское лицо передает сложную работу мысли. Образ Христа очеловечен и совершенно лишен традиционной героизации. Его лицо не выражает ничего, кроме физического ощущения боли. Группа компактна, легко обозрима, и все действие, благодаря крупному размеру полуфигур, кажется приближенным к зрителю.

Композиция «Смерть Марии», замечательная безыскусственностью и силою чувств, воспринимается как подлинная народная эпическая драма. Художник вводит зрителя в круг бедных, простых людей, охваченных горем утраты близкого человека. Свет, льющийся сверху, падает на мертвое тело мадонны – бедно одетой, босоногой женщины, освещает суровые лица апостолов и скользит по фигуре Магдалины, которая сидит у смертного ложа, горько рыдая. Смелая трактовка религиозного сюжета вызвала протест церковников. Картина, написанная для одной из римских церквей, была отвергнута. По рекомендации Рубенса ее купили для Лувра.

Доставка и Логистика для интернет магазинов.