Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Неверие Фомы руки Караваджо



В 1597–1598 годах в церкви Сан Луиджи деи Франчези Караваджо выполнил для капеллы Кантарелли три монументальные композиции – «Евангелист Матфей, внимающий ангелу», «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея». Теперь его искусство становится более напряженным и драматичным, а порою даже жестоким. Он вводит прием резкого контраста света и тени. Яркий свет как бы выхватывает из темного непроницаемого пространства отдельные фигуры, чем усиливается тревожное настроение произведения в целом. Этот прием, характерный для периода творческой зрелости Караваджо (так называемая «темная» манера) был усвоен впоследствии его многочисленными последователями. Типы в его религиозных композициях подчеркнуто простонародны: это сильные, грубые, но значительные натуры. И до Караваджо в итальянском искусстве имела место демократизация образов священного писания, но он возводит это в степень своего художественного кредо.

Стиль Караваджо получил наиболее полное воплощение в произведениях, созданных им в Риме на протяжении 1600–1606 годов и оказавших огромное влияние на становление всего реалистического искусства XVII века. Таковы «Видение Савла» и «Мученическая смерть апостола Петра» (церковь Санта Мариа дель Пополо), «Мадонна ди Лоретте» (церковь Сант-Агостино), «Мадонна со змеей» (галерея Боргезе), «Положение во гроб» (Ватикан) и др.

В качестве примера разберем две широко известные работы мастера: «Неверие Фомы» (Государственные берлинские музеи) и «Смерть Марии» (Лувр, Париж). В основу первой положен эпизод евангельского мифа. В нем рассказывается о том, что апостол Фома, узнав о воскрешении Христа, сказал, что сможет поверить этому только тогда, когда собственной рукою коснется его ран. Явившийся Христос рассеял неверие Фомы.

Изображение Караваджо отличается предельной простотой, конкретностью и выразительностью. Достаточно посмотреть на фигуру Фомы: глубоко засунув палец в рану, он пытается осознать происходящее, его открытое крестьянское лицо передает сложную работу мысли. Образ Христа очеловечен и совершенно лишен традиционной героизации. Его лицо не выражает ничего, кроме физического ощущения боли. Группа компактна, легко обозрима, и все действие, благодаря крупному размеру полуфигур, кажется приближенным к зрителю.

Композиция «Смерть Марии», замечательная безыскусственностью и силою чувств, воспринимается как подлинная народная эпическая драма. Художник вводит зрителя в круг бедных, простых людей, охваченных горем утраты близкого человека. Свет, льющийся сверху, падает на мертвое тело мадонны – бедно одетой, босоногой женщины, освещает суровые лица апостолов и скользит по фигуре Магдалины, которая сидит у смертного ложа, горько рыдая. Смелая трактовка религиозного сюжета вызвала протест церковников. Картина, написанная для одной из римских церквей, была отвергнута. По рекомендации Рубенса ее купили для Лувра.






По вопросам размещения рекламы т. +38(050) 191-86-11