Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Итальянский период Эль Греко



Доменико Теотокопули, прозванный Эль Греко, родился в 1541 году в городе Кандии на острове Крите, входившем тогда в состав владений Венецианской республики.

Грек по национальности, он большую часть своей творческой жизни провел в Испании.

Современники характеризуют Греко как человека образованного, с философским складом ума, мастера, постигшего тайны искусства живописи, скульптуры и архитектуры. Опись книг библиотеки Греко, составленная сыном, свидетельствует о широте его интересов.

По-видимому, начальное художественное образование Эль Греко получил на Крите у местных иконописцев, работавших в традициях средневекового византийского искусства, что сказалось на формировании стиля художника.

Около 1565 года Эль Греко переезжает в Венецию, а в 1569/70 году с рекомендательным письмом своего учителя Тициана и с несколькими картинами собственной работы появляется в Риме у миниатюриста Джулио Кловио. Написанный в этот период портрет Кловио (Национальный музей, Неаполь) – одна из наиболее реалистических вещей Греко.

Картины итальянского периода свидетельствуют о сильном влиянии венецианцев. Это – красивые по колориту многофигурные композиции на религиозные сюжеты, решенные, как светские сцены, в духе Тициана, Тинторетто или Бассано.

Греко всегда подписывает свои картины греческими буквами – привычка, сохраненная им на всю жизнь. Так, на одной из наиболее ранних работ «Изгнание торгующих из храма» (Части, колл. Ричмонд) тщательно выведена надпись: «Доменико Теотокопули, критянин, выполнил эту работу».

В Риме Греко пользовался широкой известностью и трудно указать причину, побудившую мастера покинуть пределы Италии. Его биограф Манчини считает, что она кроется в заносчивости Греко. Он ссылается на следующий факт: однажды художники вели разговор о нагроможденности обнаженных тел в «Страшном суде» Микеланджело. Внезапно вмешавшийся в разговор Эль Греко заявил, что «если бы эта фреска была сброшена на землю, то он смог бы сделать другую, более приличную и более благопристойную, не уступающую ей по живописи... Слова эти, – пишет Манчини, – явились причиной того, что все художники и знатоки отвернулись от него, и это вынудило его покинуть Рим и уехать в Испанию».