Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Эль Греко пускает корни в Толедо



После полутора лет пребывания в Мадриде Греко около 1577 года поселился в Толедо, где прожил до конца своих дней. Во времена Греко Толедо, несмотря на то, что король Филипп II в 1561 году перенес столицу в Мадрид и двор покинул город, переживал период расцвета. Это был оживленный промышленный и торговый центр Испании, сохранявший аромат древних культур, процветавших когда-то на его земле, город старой феодальной аристократии и фанатической веры. Толедская инквизиция считалась самой грозной в Испании, о чем убедительнее слов свидетельствовало специально огражденное место для костров инквизиции за городом у развалин древнеримского цирка.

Первой работой, открывшей путь к многочисленным заказам, был алтарь («ретабло») для монастыря Сан Доминго. Греко поручалась вся работа над алтарем, включая живопись, статуи и общее архитектурное оформление.

Затем он пишет алтарный образ для толедского собора – «Эсполио»; картина изображала Христа перед распятием. Она имела невиданный успех, о чем свидетельствуют семнадцать повторений этой картины, выполненных или самим художником, или силами его мастерской. Вместе с тем заказ принес Греко и немало неприятностей. Капитул толедского собора отказался выплатить обещанное вознаграждение, выдвинув против художника обвинение теологического характера: отдельные детали картины не отвечали каноническому толкованию евангелия. В конце концов недоразумение было улажено.

В 1578 году, когда Греко начал работу над «Эсполио», родился Хорхе Мануэль, единственный сын художника от его возлюбленной доньи Иеронимы де лас Куэвас. Греко, обожавший сына, охотно помещал его изображения на своих картинах, а женские образы мадонн и святых часто наделял чертами любимой женщины.

Ранние испанские произведения в какой-то мере еще сохраняют черты жизнеутверждающего искусства Ренессанса. Но постепенно в творчестве Греко начинают преобладать отвлеченность и мистика. Персонажи его картин как бы освобождаются от «земного» начала и живут своими аскетическими идеалами, пребывая в состоянии экстаза. Выразительные большеглазые лица типа византийских икон, удлиненные тела, извивающиеся складки одежд, беспокойные мерцающие краски -все это сообщает картинам Греко черты неповторимого своеобразия.

В Толедо, в церкви Сан Томе находится наиболее знаменитое и характерное произведение художника «Погребение графа Ор-гаса» (1586). Согласно желанию заказчиков Греко должен был запечатлеть на полотне события 1312 года – похороны знатного кастильца графа Оргаса, который, изъявив желание быть погребенным в церкви Сан Томе, пожертвовал ей огромные богатства. Набожность графа, гласила легенда, была вознаграждена: в момент погребения с небес спустились святые Стефан и Августин и собственноручно предали тело умершего земле.

Греко должен был точно следовать указаниям заказчиков: изобразить землю, где в присутствии свидетелей свершается чудо, и небо, «раскрывшееся для принятия души умершего». Художник передал фантастическое событие весьма конкретно, а в качестве свидетелей чуда представил своих современников-толедцев, развернув перед зрителем галерею реалистических портретов: мимика удлиненных лиц и жесты рук красноречиво передают чувство глубокого изумления перед свершающимся. Вместе с тем уже сама композиция, нарочито перегруженная, порождает атмосферу ирреальности. В нижней части картины фигуры поставлены тесно, над их головами, не оставляя места для «воздуха», извиваясь в порывах ветра, повисли не то облака, не то одежды обитателей небес. Фигуры грандов стеною отделяют узкую площадку первого плана, где представлен момент погребения: святые опускают в могилу тело графа, облаченное в тяжелые рыцарские доспехи. Перед нею – странная маленькая фигурка с факелом в руке. Это сын художника Хорхе Мануэль. Устремив не детски серьезный взгляд на зрителя, он призывает его, указывая пальцем на сцену погребения. Сверхъестественному событию на земле вторит беспокойное состояние небес, куда устремляется, унося душу графа, светловолосый ангел.

Несмотря на условность темы и своеобразие художественного языка, страстная сила искусства Греко захватывает зрителя.

GARD 4000-кр