Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Портреты руки Эль Греко



Значительной страницей творчества Греко были портреты. Редко кому из художников удавалось в одном изображении передать столько граней духовного облика модели, как это сделал Греко в портрете главного инквизитора дона Фернандо Нуньо де Гевара (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Он представил его спокойно сидящим в кресле, но за внешней сдержанностью угадывается жестокая натура человека, который, подавив в себе все человеческое, порождает вокруг себя атмосферу страха, суеверия и подобострастия.

Черты портретности присущи и многим персонажам фигурных композиций художника, примером чего служит картина «Апостолы Петр и Павел» (Эрмитаж) из серии изображений апостолов. Дать в контрастном сопоставлении два разных интеллекта, два разных характера – таков замысел художника. Фанатически властная натура Павла проявляется и в блеске его глаз, и в характерном строении черепа с высоким оголенным лбом, и в переливах огненного одеяния. Лицо Петра, погруженного в тяжелые раздумья, вся его фигура, рука, повисшая под тяжестью ключей, выражают печальную покорность.

Греко создал замечательный пейзаж («Вид Толедо». Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Он изобразил город, лежащий меж рыжеватых, поросших зеленью холмов, и грозовое небо, на фоне которого рисуются ажурные контуры строений: замок Сан Сервандо, дворец Алькасар, мост и крепостные стены. Это действительно реальный вид Толедо, и вместе с тем все это кажется таинственным, волшебным видением.

Греко при жизни мог насладиться плодами своей славы. Он был признанным талантом, жил на широкую ногу в роскошном доме и «дошел до того, – писал друг Веласкеса Хусепе Мартинес, теоретик искусства XVII века, автор трактата «О благороднейшем искусстве живописи», что содержал платных музыкантов, которые услаждали его слух музыкой во время еды».

Но все это не смягчило его нрава. В непосильной работе он преждевременно состарился и ходил, тяжело опираясь на палку, выглядел старше своих лет. Его мастерская была переполнена учениками и заказчиками. Она несколько напоминала музей, так как в ней хранились в уменьшенных размерах копии всех известных картин художника. Это имело коммерческий расчет – заказчикам оставалось только выбрать желаемый образец.

К концу своей жизни больной, почти лишенный возможности передвигаться Греко все же не расставался с кистью, сохранял живость ума, был блестящим собеседником, ироническим и колким. Таким нашел его Франсиско Пачеко, учитель Веласкаса, когда он в 1611 году нанес визит Эль Греко и написал его портрет (не сохранился). Пачеко, привыкшему к «гладкой» живописи, широкая манера письма толедца казалась странной. Однако впечатление, произведенное и работами и личностью Греко, было так сильно, что Пачеко в своем «Трактате о живописи» должен был признать, что «...мы не можем исключить Доменико Греко из числа великих живописцев, поскольку мы видели некоторые произведения его кисти, выполненные, несмотря на его манеру, настолько живо и убедительно, что их можно сравнить с творениями самых лучших мастеров».

К моменту появления Греко в Толедо здесь не было прочно сложившихся художественных традиций. Талант, яркая индивидуальность и работоспособность художника, естественно, сделали его центральной фигурой художественной жизни старой столицы. Но, несмотря на огромное личное влияние и многочисленных учеников, Греко не создал школы. Развитие испанского искусства пошло по другому пути.

Неизменным помощником отца был Хорхе Мануэль, художник весьма посредственный. Он рано начал помогать отцу, затем они сотрудничали вместе, поэтому определить авторство некоторых вещей довольно трудно.

Греко умер 7 апреля 1614 года и был похоронен в склепе при монастыре Сан Доминго, с выполнения заказа которого и началось его восхождение по лестнице славы.