Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Образ Спинолы на картине Веласкеса



В XVII столетии парадный портрет получил широкое распространение. Выработался определенный канон: фигура изображалась в рост, фоном служили драпировки, архитектура или условный пейзаж, тщательно передавались детали роскошного костюма, модель идеализировалась. Веласкес не льстил своим заказчикам и в лучших портретах достигал высот социального обобщения. В его ранних портретах фигуры несколько неподвижны, их темный силуэт выделяется на нейтральном фоне. Обычно портретируемые держат в одной руке перчатку или письмо, другой опираются на край стола или эфес шпаги. Впрочем, такой тип портрета нравился заказчикам и мастер обращался к нему и позднее.

В 1628 году в Мадрид с дипломатической миссией прибыл Рубенс, находившийся в ту пору в зените славы. Веласкес знакомил Рубенса с коллекциями Эскориала. Общение с Рубенсом и наблюдение за методом работы великого фламандца – Рубенс писал портрет короля и копировал Тициана – помогло Веласкесу усовершенствовать свою живописную манеру. Она становится шире и свободней.

Художник мечтал об Италии. Наконец, после долгих настояний король отпустил его. Путь морем Веласкес совершил вместе со Спинолой, испанским полководцем, прославившимся в войне с Нидерландами удачными боевыми операциями на фоне общего поражения испанского оружия. Позднее Веласкес запечатлел Спинолу в своей знаменитой картине «Сдача Бреды», от Спинолы же он узнал ряд подробностей этой эпопеи.

Веласкес посетил Венецию, затем Рим и Неаполь. В 1631 году он вернулся на родину после двухлетнего отсутствия.

Вскоре была написана «Сдача Бреды» (1634–1635. Прадо, Мадрид). Впервые историческая тема была трактована широко и реалистично, как подлинное событие, без введения обычных для такого жанра аллегорических фигур добродетелей, гениев или богов. В роли историографа Веласкес проявил гуманность к побежденным и сдержанность в прославлении победителей.

1625 год. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости Спиноле. Таков момент, увековеченный художником. В центре картины даны фигуры двух полководцев, трактованные столь выразительно, что через них раскрывается весь смысл происходящего. Согбенный под тяжестью поражения Нассау, в желтой одежде, с ключом в руке устремляется к победителю, готовый преклонить перед ним колено, а Спинола великодушным жестом удерживает его от этого унижения.

За Спинолой, одетым в черные сверкающие доспехи, с розовым шарфом через плечо, теснятся испанцы. Их много, каждый стремится увидеть церемонию, завершившую долгожданную победу. Стройный лес копий (отсюда второе название картины – «Копья»), взметнувшийся над головами, создает впечатление численного превосходства и непоколебимой мощи испанского отряда. Этому же служит и тяжелая фигура боевого коня на первом плане.

Монолитной группе победителей противопоставлены немногочисленные фигуры побежденных, над головами которых в беспорядке колышутся древки нескольких штандартов и алебард. Вдали, в свете утра глаз различает голубовато-зеленые холмы, окутанные пороховым дымом и озаренные отблеском пожаров. Передача световоздушной среды, которая как бы обволакивает предметы и жемчужно-серебристой дымкой объединяет черные, розовые, желтые, зеленые тона в единый гармоничный аккорд, – одно из величайших завоеваний Веласкеса.