Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Портреты руки Веласкеса



Ведущее место в творчестве мастера по-прежнему занимал портрет. Принцессы и принцы, люди из народа, полководцы, шуты, слуги, ученые, кардиналы, поэты, придворные смотрят с полотен, оживленные гением великого живописца. Для познания национального характера страны эта галерея дает не меньше, чем описания историков и романистов.

В 1630-е годы он создает знаменитую серию охотничьих и конных портретов, помещая фигуру в пейзаже, пронизанном светом и воздухом. Таковы портреты короля Филиппа IV, принца Бальтазара, инфанта Фердинанда, изображенных в охотничьих костюмах с собаками (все – Прадо, Мадрид). К лучшим образцам конного портрета относится портрет принца Бальтазара. Маленький наездник с жезлом в руке восседает на грузном скачущем коне, легко несущем его хрупкую фигурку. Исполненному прелести образу ребенка вторит залитый солнцем пейзаж.

Большой глубиной отличаются неофициальные, погрудные портреты. Пример тому – эрмитажный портрет Оливареса (ок. 1638 г.). Порочным, жестоким, властолюбивым предстает перед зрителем могучий временщик, первый министр короля. Сильные эластичные мазки моделируют грубое мясистое лицо с колючими глазами, оттененное черным бархатом одежды.

На протяжении 1630–1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов (Прадо, Мадрид). Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел общечеловеческое, сумел постигнуть своеобразный духовный мир этих людей, обиженных природой, изобразил их без доли насмешки, с эпической простотой и тактом, свойственным его лучшим произведениям.

В 1649 году Веласкес предпринял второе путешествие в Италию. 2 января он сел на корабль в Малаге и 11 февраля благополучно высадился в Генуе. Путешествие было не безопасным, так как незадолго до этого французские пираты захватили испанский корабль, следовавший в Геную из Аликанте. Не задерживаясь в Генуе, он отправился в Венецию, где, исполняя поручение Филиппа IV, приобрел картины Веронезе и Тинторетто для пополнения королевской картинной галереи, затем завернул в Неаполь и, наконец, прибыл в Рим. Здесь им был написан знаменитый портрет папы Иннокентия X (1650. Галерея Дориа, Рим), столь острый, что сам папа, увидев его, воскликнул: «troppo vero!» (правдиво свыше меры). После этого вся римская знать захотела быть увековеченной кистью испанца. В марте 1650 года в римском Пантеоне была развернута традиционная выставка живописи. По единодушному решению живших в Риме художников разных национальностей лучшей вещью был признан портрет кисти Веласкеса, изображавший его слугу и ученика мулата Хуана Пареху (1649. Части, собр., Лос Анджелес).

К шедеврам мастера относятся и два светозарных пейзажа виллы Медичи (1650–1651. Прадо, Мадрид), с которой были связаны воспоминания о первой поездке в Италию, о первой встрече с «вечным городом». Тогда Веласкес некоторое время жил в этом дворце, богатом произведениями искусства, окруженном тихим тенистым садом. В Риме дни Веласкеса были насыщены до предела: он пишет, встречается с художниками, заказывает слепки античных статуй для Эскориала, знакомится с художественными коллекциями. Король настоятельно требует своего живописца ко двору и в 1651 году художник возвращается в Мадрид.

1650-е годы – период наивысшего расцвета деятельности великого мастера, хотя обязанности придворного постоянно отвлекали его от творческой работы; он был возведен в должность гофмаршала, в связи с чем на его плечи легли заботы по переделке и украшению многочисленных королевских резиденций, организации придворных празднеств и т. п.

Около 1657 года была написана «Венера перед зеркалом» (Национальная галерея, Лондон). В отличие от итальянских образцов («Спящая Венера» Джорджоне, «Венера Урбинская» Тициана) Венера Веласкеса изображена со спины. Ее поза и напряженная линия контура фигуры обусловливают динамику, не свойственную произведениям мастеров эпохи Возрождения. Венера лежит, задумчиво рассматривая свое лицо в зеркало, которое держит перед ней амур. Нежная шея несет головку с тяжелым узлом каштановых волос, зеркало отражает миловидное лицо испанки. Таков идеал красоты в представлении Веласкеса, неотделимой от красоты народной, и не случайно в облике его богини и девушки-работницы в картине «Пряхи» так много общего.