Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Картины последних лет Диего Веласкеса



В последние годы жизни Веласкесом были созданы две наиболее прославленные вещи – «Менины» и «Пряхи».

В картине «Менины» (1656. Прадо, Мадрид) художник изобразил свою мастерскую, расположенную во дворце, и самого себя за работой в тот момент, когда он пишет портрет короля и королевы. Их фигуры мыслятся за пределами картины, спиною к зрителю, который видит отражение королевской четы в зеркале, висящем на задней стене. В центре комнаты стоит дочь короля маленькая инфанта Маргарита в окружении придворных дам (отсюда название картины – «Las meninas» – фрейлины, придворные дамы); на переднем плане – карлики и дремлющий пес. В глубине – дверь, придворный кавалер отодвинул драпировку и яркий поток света хлынул в полутемную мастерскую. Композиция оригинальна по замыслу, вместе с тем совершенно естественна. Реалистичны портреты, среди которых особенно хорош портрет инфанты Маргариты. Легкой воздушной кистью передано розовое платье, золотистые волосы, нежная с голубоватыми прожилками кожа. Замечателен и автопортрет художника.

Картина «Пряхи» (1657. Прадо, Мадрид) – первое в истории западноевропейского искусства монументальное полотно, непосредственно посвященное изображению труда, без обращения к аллегории, как это имело место ранее.

Картина имеет два плана. В глубине, в нише, залитой лучами летнего солнца, придворные дамы, посетившие королевскую ковровую мануфактуру, рассматривают ковер. На первом плане изображены ткачихи, поглощенные своим делом, они не обращают внимания на высокопоставленных посетительниц. Женщины работают в полутемном помещении, куда свет проникает из ниши и от расположенного за пределами картины невидимого источника, и все в комнате кажется окутанным «живой», вибрирующей воздушной средою. Поток света выделяет фигуру работницы; сидя в полуоборот к зрителю, она разматывает пряжу. Эта фигура передана с обычным для Веласкеса живописным совершенством и с чувством нескрываемого восхищения перед красотой, ловкостью и грацией движений девушки-труженицы.

В 1660 году Веласкес в качестве гофмаршала должен был подготовить празднества по случаю встречи Филиппа IV с французским королем Людовиком XIV. Местом встречи был избран «Остров фазанов», расположенный на пограничной реке. В этой связи в середине апреля художник отправился к франко-испанской границе – в поездку, оказавшуюся для него последней. Тяготы путешествия и спешная работа подорвали его силы. В конце июня совсем больной Веласкес вернулся в Мадрид. 6 августа 1660 года он скончался на руках своей жены Хуаны Пачеко.