Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Альбрехт Дюрер



Величайший художник немецкого Возрождения Альбрехт Дюрер родился в городе Нюрнберге 21 мая 1471 года в семье ювелира. Отец художника Альбрехт Дюрер Старший был родом из Венгрии. На родине изучив ювелирное дело, он провел несколько лет в Нидерландах, а затем переехал в Германию. В 1455 году он поселился в Нюрнберге.

Дюрер старший имел большую семью. Но из восемнадцати детей лишь трое достигли зрелого возраста. Все они обучались золотых дел мастерству. Один – Эндрес – унаследовал профессию отца, двое других стали живописцами. Изучая под руководством отца ювелирное дело, приемы гравировки на металле, Альбрехт Дюрер Младший особый интерес проявлял к искусству рисунка. Еще будучи тринадцатилетним мальчиком он выполнил серебряным карандашом свой портрет, нарисованный с поразительной точностью и верностью в передаче сходства.

В 1486 году Дюрер поступает на три года в мастерскую нюрнбергского художника Михаэля Вольгемута. После окончания обучения, весной 1490 года, молодой художник отправляется путешествовать по Германии. Он побывал во Франкфурте-на-Майне, затем поднялся вверх по реке Рейн, посетив города Страсбург, Кольмар и Базель. В те времена каждый город имел свою специфику, славился развитием тех или иных ремесел, секрет которых не был известен в других местах. Такие странствия, во время которых молодые люди знакомились с мастерством своих собратьев по профессии, как бы входили в «программу» завершения ученичества и считались обязательными. Ремесло и искусство в Германии конца XV века еще мало различались и сами художники считали себя ремесленниками. Четырехлетнее путешествие сыграло большую роль в развитии профессиональных навыков молодого художника и в формировании его мировоззрения.

Возвратившись в родной город, в 1494 году Дюрер женится на Агнессе Фрей, дочери влиятельного нюрнбергского бюргера, механика и музыканта, а через год мастер начинает самостоятельно работать как гравер и живописец.

Почти вся художественная деятельность Дюрера связана с Нюрнбергом. Расположенный на перекрестке торговых путей, он был одним из крупнейших городов Германии. Наряду с торговлей, в городе процветали и ремесла. К концу XV века наблюдается заметное оживление и в культурной жизни Нюрнберга. Венецианские купцы, пренебрежительно относившиеся к Германии, особо выделяли именно этот город, о чем свидетельствует их поговорка: «Все города Германии слепы, и только один Нюрнберг видит одним глазом».

Личность Дюрера очень типична для эпохи Возрождения. Ф. Энгельс, говоря об этой эпохе, как о величайшем прогрессивном перевороте из всех пережитых до того времени человечеством, рядом с именем итальянца Леонардо да Винчи называет имя его младшего собрата – Дюрера. И действительно, он был математиком и механиком, занимался архитектурой, создал теорию фортификации. До нас дошли его трактаты, стихи, наброски автобиографии, несколько писем, дневники, которые помогают проследить различные этапы жизни мастера. Будучи гармонически развитым человеком, художник обладал удивительно привлекательной внешностью, которая как бы подчеркивала цельность его натуры. «Он имел выразительное лицо, сверкающие глаза, нос благородной формы, называемой греками четырехугольною, довольно длинную шею, очень широкую грудь, подтянутый живот, мускулистые бедра, крепкие и стройные голени. Но ты бы сказал, что не видел ничего более изящного, чем его пальцы. Речь его была столь сладостна и остроумна, что ничто так не огорчало его слушателей, как ее окончание... Он... почти в совершенстве постиг распространяемые через посредство книг естественные и математические науки. И он не только понимал их суть и умел применять их на практике, но и умел излагать их словесно», – пишет о нем современник.

В художественном наследии Дюрера имеется несколько автопортретов. Среди них лучший и наиболее прославленный – это автопортрет, исполненный в 1498 году (Прадо, Мадрид).

Живописец изобразил себя в виде нарядного кавалера, уверенного в себе, в своем таланте и призвании. Это не ремесленник, а творец и мыслитель, каким хотел видеть себя Дюрер, боровшийся за новое отношение к художнику. Он одет в изысканный белый костюм с черной отделкой, дополненный полосатой шапочкой и белыми перчатками. На плечо накинут зеленовато-коричневый плащ. Длинные волосы по моде того времени ровными прядями ложатся на плечи. Небольшие светлые усы и борода придают лицу определенную солидность. Летний пейзаж за окном усиливает звучность цветовой гаммы.

Высшим творческим достижением молодого художника в гравюре является серия из восемнадцати листов «Апокалипсис», изданная в 1498 году.

Тема «Апокалипсиса» была чрезвычайно созвучна настроениям передовых людей Германии конца XV века.

Немецкие гуманисты выступали против засилья католицизма, требовали равенства сословий. Эти идеи вдохновляли и Дюрера. События «Апокалипсиса» художник как бы переносит в современную действительность. Впечатление реальности происходящих событий усиливается тем, что все персонажи изображаются в костюмах и с оружием того времени. Для современников «Апокалипсис» в гравюрах Дюрера прозвучал как олицетворение их собственных страданий и надежд, получив, тем самым, новый социальный смысл. Самым известным и интересным листом этой серии является гравюра «Четыре всадника». Из разверзшихся небес на землю спустились четыре всадника. Они олицетворяют собой Мор, Войну, Голод и Смерть. Им дана высшая власть истребить четверть рода человеческого. Под копытами коней гибнут люди разных сословий. Первым в открытую пасть чудовища попадает император в короне, повергнуты на землю и толстый бюргер, и знатная дама. Тут же изображен крестьянин, пытающийся избежать гибели. Великолепно передано порывистое, энергичное движение всадников, направленное как бы из глубины на зрителя. Объемно трактуется каждая фигура. Лицо одного из всадников напоминает самого художника. Кое-где заметна угловатость и жесткость форм – это как бы дань средневековому искусству, но условности последнего у Дюрера почти нет. Даже эта фантастическая сцена приобрела в его гравюре реальный земной смысл.

Первые же графические произведения принесли Дюреру заслуженную славу. Его имя становится известным не только в среде прогрессивно настроенных немецких бюргеров, но и за пределами Германии. Художник сближается с кружком гуманистов Нюрнберга. Его друзьями и почитателями таланта становятся такие люди, как ученый гуманист Виллибальд Пиркгеймер, известный филолог и деятель Реформации Филипп Меланхтон, астроном и картограф Иоганн Вернер.

Веяния гуманизма быстро разрушили старые средневековые представления. Новые задачи встали и перед изобразительным искусством. Для искусства Возрождения характерны такие проблемы, как передача анатомического строения человека, его индивидуальных особенностей, окружающей обстановки, природы. Они были блестяще решены в творчестве А. Дюрера. Еще в 1494–1495 годах он побывал в Италии. Большое впечатление произвели на него фрески Мантеньи в Падуе; в Венеции художник посетил мастерскую Беллини, влияние которого чувствуется во многих его работах.

Уже признанным на родине и за ее пределами мастером Дюрер в 1505 году едет туда снова, чтобы еще глубже постичь достижения итальянских художников. Он успешно работает в Венеции, совершает поездки в другие города, встречается с великим Рафаэлем. Дюрер подарил Рафаэлю свой автопортрет, исполненный гуашью на очень тонком холсте. Глава римских живописцев был восхищен и изумлен этим произведением и послал в ответ свои рисунки.

Во время пребывания в Венеции по заказу немецких купцов Дюрер пишет картину «Праздник четок» (1506. Национальная галерея, Прага). «Она хороша и красива по краскам. Она принесла мне много похвал... Я заставил умолкнуть всех живописцев, говоривших, что в гравюре я хорош, но в живописи не умею обращаться с красками. Теперь все говорят, что они не видели более красивых красок», – пишет А. Дюрер своему другу Пиркгеймеру по поводу этого произведения.

В работе особенно сказалось воздействие искусства Италии. Ясность и симметрия композиции, гармоничное равновесие целого, необычайная мягкость живописной манеры, богатство нюансов цвета характерны для нее. В картине очень много портретов: перед мадонной преклонили колени римский папа Юлий II и германский император Максимилиан; здесь же изображены венецианский кардинал До-менико Гримани и аугсбургский банкир Якоб Фуггер, сам художник. Четко выражена в ней актуальная в то время идея примирения духовной и светской власти. Картина очень пострадала от многочисленных реставраций, но частично сохранившиеся яркие и свежие краски -ультрамариновый тон одеяния мадонны, золото ее волос, красный плащ Максимилиана – дают представление о живописном строе картины.

В начале XVI века Дюрер много работает над теоретическими проблемами искусства. Он был первым немецким художником, который издал свои сочинения, в частности, трактат «Четыре книги о пропорциях».

Философскими размышлениями проникнуты и многие его произведения. Исполненные в 1513–1514 годах три гравюры известны под названием «Мастерские гравюры». Одна из них – «Меланхолия» – полна сложной символики. Могучая фигура крылатой женщины олицетворяет собой Меланхолию. В эпоху Возрождения меланхолический темперамент связывали с представлением о гениальности. Считали, что его обладатели создают высшие ценности в области познания мира, философии, искусства. Меланхолия окружена символами созидания и науки. Все в ее позе и атрибутах подчеркивает, что она полна мыслей о деятельности, но действовать не может – не в состоянии преодолеть какие-то сковывающие ее силы. Безусловно, Дюрер воплощает в этом образе неутолимую жажду человеческих знаний. Он писал за несколько лет до создания этой гравюры: «Желание многое знать и через это постигнуть истинную сущность всех вещей заложено в нас от природы». Высказывания художника как нельзя лучше поясняют философское содержание этого листа и все его творчество. Не случайно многие исследователи видят в «Меланхолии» духовный автопортрет мастера.

Тесная связь с учеными гуманистами была существенной особенностью деятельности Дюрера. Сочетание теории и практики, освоение достижений науки, вера в силу и могущество человеческого разума помогли ему внести в немецкое искусство свет научно обоснованной теории. Он был первым, кто поднял в Германии труд художника от ремесла до художественного творчества.

Умер Дюрер в апреле 1528 года от тяжелой болезни печени. Его творчество знаменует собой один из ярких периодов в истории северного Возрождения.