Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Мертвый Христос и Пляски смерти



Его картина «Мертвый Христос» (1522. Публичная художественная галерея, Базель) скорее может быть названа не религиозным, а философским произведением. Это как бы символическое изображение смерти, проникнутое глубоким трагизмом. Характерно, что Христа художник писал с утопленника. Окружающая жизнь, природа, люди были для него источниками творческой силы. В «Мадонне семьи Якоба Майера», так называемой «Дармштадтской мадонне» (1526. Музей в замке, Дармштадт), религиозная тема используется для создания произведения светского содержания. Мадонна изображена среди членов семьи Майеров в виде ее покровительницы. Картина воспринимается поэтому как семейный портрет, а мадонна служит его композиционным и смысловым центром. Необходимая для работы такого рода торжественность сочетается с большим портретным сходством в изображении Майера, бывшего бургомистра города Базеля, его детей и жены.

Говоря о Гольбейне, нельзя не отметить, что, как многие художники Возрождения, он был великолепным гравером.

К числу его лучших графических произведений относится серия миниатюрных гравюр, носящих название «Пляски смерти». В них художник изобразил ряд сатирических сценок из жизни современного ему общества.

Начавшаяся в 1525 году крестьянская война, охватившая всю Германию, события, связанные с Реформацией, и наступившая в стране жестокая реакция заставили многих друзей Гольбейна покинуть Базель. Художник лишается заказов.

Оставив в Базеле семью, в 1526 году он покидает родину, отправившись сначала в Антверпен, а оттуда в Лондон. Эразм Роттердамский посоветовал ему обратиться здесь к Томасу Мору, выдающемуся гуманисту, автору памфлета «Остров Утопия».

Томас Мор в те годы был канцлером и ближайшим советником короля Англии.

Поддержка и покровительство Т. Мора и помогли художнику, попавшему из небольшого швейцарского города в столицу могущественного государства.

В 1529 году Гольбейн ненадолго возвращается в Базель. Косность и застой в общественной жизни, оживление старых средневековых традиций не благоприятствуют работе художника-портретиста. В 1532 году он опять уезжает в Лондон.

Главное в наследии Гольбейна – это блестящая галерея портретов его современников. Следуя реалистическим традициям немецкого портретного искусства, основы которого были заложены Дюрером, мастер решает и новые проблемы. В лучших его работах, таких, как «Портрет Шарля де Солье, сьера де Моретта» (1534. Картинная галерея, Дрезден), художник поднимается до осознания сложности и противоречивости человеческой натуры, индивидуальности ее духовного склада. Он уделяет большое внимание передаче спокойного серьезного взгляда, обращенного к зрителю. Умные глаза на немолодом лице раскрывают черты сложного характера человека, в котором активная энергия сочетается с глубиной мысли. Благородство образа Моретта подчеркивается сдержанным колоритом, в котором преобладают темные синие, зеленые, коричневые тона. В 1536 году Гольбейн становится придворным живописцем английского короля Генриха VIII. Он пишет много парадных портретов, но и в них сохраняются черты, присущие лучшим произведениям художника. Умер Гольбейн сорока шести лет, в расцвете сил и таланта, во время эпидемии чумы в Лондоне. В галерее Уффици во Флоренции хранится рисунок Гольбейна «Автопортрет», датированный 1543 годом – годом смерти художника. Это единственный автопортрет художника-портретиста, о жизни которого по-настоящему могут рассказать только созданные им бессмертные произведения.