Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Кровавый террор инквизиции и сопротивление народа в эпоху Брейгеля



В картинах «Фламандские пословицы» (1559. Музей в Далеме, Берлин), «Война поста с масленицей» (1559) и «Игры детей» (1560 – обе находятся в Музее истории искусств в Вене) фантазия Брейгеля направлена на то, чтобы с максимальной полнотой передать праздничные обычаи горожан, мудрость народных изречений, многообразие забав и развлечений детей. Обобщающий, «энциклопедический» охват явлений в этих картинах побуждает его обозревать мир как бы с высоты. Он избирает высокую точку зрения, приподнимает линию горизонта и увеличивает тем самым пространство, на котором располагается множество динамичных фигурок людей и всевозможных жанровых сценок. Ощущение измельченности и дробности композиции в этих картинах усиливается также благодаря пестроте локальных красочных «пятен». В начале 1560-х годов народ Нидерландов терпит поражение. По стране прокатывается волна кровавого террора, чинимого испанской инквизицией. Отчаяние и пессимизм охватывают Брейгеля. В «Триумфе смерти» (Прадо, Мадрид) он рисует жуткую картину массовой гибели людей. Дымом пожарищ объят горизонт, вздымаются виселицы и орудия пытки, груды мертвых тел перемешались с еще живыми людьми, которых преследуют и уничтожают скелеты. Смерть проносится на лошади с косой в руках.

Адские видения открываются зрителю и в картине «Безумная Грета» (1562. Музей Майер ван ден Берг, Антверпен), где человеку поистине негде укрыться среди заполняющих все пространство чудовищ и уродов. Брейгель пытается передать весь ужас бедствий, обрушившихся на его страну, прибегая к аллегориям и фантастике. Когда же осенью 1566 года на борьбу поднимаются широкие массы народа, в искусстве Брейгеля происходит перелом. Теперь он стремится запечатлеть события уже в их конкретной форме. В картине «Избиение младенцев» (1566. Музей истории искусств, Вена) лишь само название напоминает о библейском сюжете. Брейгель рисует один из характерных эпизодов революции – разгром карателями мирной нидерландской деревни, убийство крестьян и их детей. Не только сама арена действия – замечательный зимний пейзаж, – но прежде всего трагедия, разворачивающаяся на площади и содержащая ряд эпизодов, исключительных по силе их воплощения и драматизму, являются глубоко правдивым и точным отображением реальных событий. По-прежнему Брейгеля интересует не отдельная личность, а человеческая масса, в данном случае, судьба народа.

В 1563 году художник переезжает в Брюссель, где остается до конца жизни. Произведения Брейгеля пользовались большой популярностью в различных кругах общества, в том числе и у знати (даже Филипп II имел его картины). В сложном и противоречивом искусстве художника иногда видели лишь занимательные моменты и комическую сторону. Очевидно, взаимоотношения между Брейгелем и покупателями картин были не всегда гладкими, а их оценки жизни и искусства далеко не совпадали. Известный рисунок Брейгеля «Художник и знаток» (Альбертина, Вена), где за спиной работающего живописца, усталого и угрюмого, изображен улыбающийся, самодовольный «ценитель», сжимающий в руке кошелек, дает об этом представление. В 1565 году Брейгель выполнил серию картин «Времена года» (их было, по-видимому, двенадцать или шесть, но сохранилась лишь часть).

В знаменитом пейзаже «Охотники на снегу» (Музей истории искусств, Вена) художник как бы обозревает панораму местности глазами охотников, идущих по заснеженной вершине холма. И линия горизонта, и склоны холмов устремлены по диагонали и образуют динамичные спуски в долину. Скаты крыш, копья охотников и даже полет птицы направлены вниз, что подчеркивает глубину пространства за холмом. Четко выделяются на белом снегу силуэты деревьев, фигуры людей, свора сопровождающих их собак. Великолепен пейзаж: вдали виднеются заснеженные крыши домов, деревенская церковь, прозрачные голые деревья, покрытые льдом пруды с крохотными фигурками рыболовов и конькобежцев. Люди органически слиты с природой, они полны энергии и активности. Сочетанием в основном белого и черного цветов Брейгель достигает исключительных эффектов в передаче ощущения свежести, холода, прозрачности воздуха, света. Несмотря на то, что отдельные детали еще условны (горы вдали навеяны альпийскими впечатлениями), эта картина, как и вся серия в целом, передает специфический облик и красоту именно нидерландского ландшафта.