Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Картины Брейгеля: Слепые и Пляска под виселицей



Брейгель выступает как создатель национального реалистического пейзажа. Он первым среди художников своей страны изображает труд крестьян («Уборка урожая». 1565. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, «Возвращение стада». 1565 и «Темный день». 1565. Обе – Музей истории искусств, Вена).

Острота наблюдения и юмор (не случайно у Брейгеля было еще одно прозвище: «Смешной Брейгель») побуждают его изображать крестьян не только без каких-либо прикрас, но часто даже в несколько утрированном виде показывать их грубые и некрасивые фигуры и лица, неловкость их движений, подчеркивать примитивность их вкусов и интересов. Однако крестьяне у Брейгеля, особенно в поздних картинах, выступают как активная и внушительная сила. Известно, что еще в 1550 году художник вместе со своим другом купцом Г. Франкертом любил, переодевшись в крестьянские одежды и захватив подарки, посещать сельские праздники и свадьбы. Изучение обычаев и нравов крестьян, их манеры одеваться очень помогло позже Брейгелю при создании таких картин, как знаменитые «Крестьянский праздник» (1567?) и «Крестьянский танец» (1567? – обе в Музее истории искусств, Вена). В них Брейгель отказывается от высокой точки зрения и впервые дает крупнофигурную композицию: он стремится приблизить к зрителю своих героев, утверждая их грубую и неосознанную, но могучую, как стихия самой жизни, силу. Крестьяне перестают быть маленькими существами, затерянными среди природы. Их тяжелые и неуклюжие фигуры заполняют все пространство картины. Вот они вихрем врываются в круг танцующих, громыхая грузными башмаками. И образам, и композиции в целом присущи подлинный размах и монументальность. По существу, впервые Брейгель утверждает бытовой жанр, в котором основным и безраздельным героем становится народ – крестьяне. Так, даже после разгрома испанцами народного «иконоборческого» движения (1567) Брейгель стремился выразить самый дух народа как нечто вечное и неодолимое.

Но Брейгелю не суждено было увидеть побед, одержанных народом его страны. Внутренние противоречия и раздоры в стане восставших, их поражения, усиление террора, шаткая и двойственная позиция крестьянства – все это порождало мысль о трагическом бессилии, о бессмысленности и жестокости жизни. Глубоким пессимизмом проникнуты последние картины Брейгеля – «Слепые» (1568. Национальный музей, Неаполь) и «Пляска под виселицей» (1568. Музей в замке, Дармштадт). На фоне мирного сельского пейзажа бредут люди, не видящие красоту мира. Шестеро слепых движутся цепочкой по диагонали из глубины слева. Держась друг за друга, напрягая внимание и слух, они пытаются найти путь. Но впереди дороги нет. Их вожатый падает в ров. Слепой, идущий за ним, уже теряет равновесие – его ждет та же участь. Но движение цепочки неумолимо продолжается. Сложный, «спотыкающийся» ритм его постепенно нарастает из глубины и, достигая переднего плана картины справа, внезапно обрывается. Лицо пошатнувшегося и точно застывшего в самом начале падения слепого – страшное, напоминающее череп, лицо с пустыми, заросшими кожей впадинами глазниц и искривленным каким-то подобием улыбки ртом обращено к нам – куда идут люди? Не подобны ли все они слепцам, движущимся навстречу гибели?

«Слепые» Брейгеля – одна из вершин европейской живописи XVI века. Исключительная острота индивидуальных характеристик сочетается в ней с глубиною и серьезностью общего замысла, с выразительностью композиционного решения, несущих единую мысль, философское раздумье над судьбами человечества. Но итог, к которому пришел Брейгель, – свидетельство глубокого пессимизма и крушения всех его идеалов.

Незадолго перед смертью Брейгель уничтожил ряд своих рисунков, очевидно, из опасения, что они могут повредить его жене. Он умер 5 сентября 1569 года. Сыновья Питера Брейгеля Старшего – Питер Брейгель Младший, по прозвищу «Адский» (1564 – после 1636), и Ян Брейгель Старший, по прозвищу «Бархатный» (1568–1625), были известными живописцами.

Philips 32.