Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Церковные композиции и мифологические сюжеты Рубенса



В 1610 году им создан большой алтарный образ «Водружение креста», а позднее (1611–1612) другой алтарь «Снятие с креста». Уже в этих картинах, исполненных в соответствии с установками церкви, запрещавшей изображать массовые народные сцены, показывать слабую, убитую горем Марию, Рубенс в композиции, где всего несколько фигур, при внешней сдержанности в передаче эмоций (лица лишены какой-либо аффектации) достигает большой выразительности и драматизма. Воздвигаемый усилиями палачей наклоненный по диагонали крест неумолимо устремлен вверх. Мастер заставляет зрителей пережить драматизм момента завершения казни. Не менее драматичен, но проникнут уже другим настроением – трагизмом и скорбью – момент снятия с креста. То же движение по диагонали уже мертвого тела Христа направлено вниз, где близкие и родные казненного готовятся положить труп, чтобы предать его затем погребению.

В церковных композициях, так же как и в других картинах этих лет, в частности, в произведениях на любимые им мифологические сюжеты, чувствуется влияние классических итальянских образцов и, одновременно с этим, новые черты фламандского барокко, одним из создателей которого выступает Рубенс. Так, в картине «Венера и Адонис» (ок. 1610 г. Музей, Дюссельдорф) персонажи античного мифа – богиня любви и красоты Венера и ее возлюбленный охотник Адонис – предстают в композиции, казалось бы, близкой искусству итальянского Возрождения: крупнофигурная, уравновешенная в форме треугольника композиция, почти «скульптурная» лепка фигур. Поза Адониса свидетельствует о знакомстве художника с античным памятником-группой «Лаокоон», которую он видел в Италии. Но уже здесь появились характерные для Рубенса черты и, в частности, передача бурного движения. Решительно устремлена фигура Адониса, в резком повороте изображена Венера, динамичны очертания крыльев и гибких лебединых шей, контуры деревьев. Образы согреты живым чувством. Опасаясь за судьбу своего возлюбленного, Венера заглядывает в глаза Адонису, уговаривая его остаться. Маленький Амур повис на ноге героя, изо всех сил стараясь удержать его.

Использование классических традиций и одновременно поиски нового характеризуют многие работы художника («Статуя Цереры». Ок. 1615 г, «Союз Земли и Воды». Ок. 1615 г. Обе в Эрмитаже и др.). Постепенно в творчестве Рубенса нарастает драматизм и динамика. В «Похищении дочерей Левкиппа» (ок. 1615–1617 гг. Пинакотека, Мюнхен) распространенная в искусстве того времени тема «похищения» звучит по-новому. Рубенс прославляет всепобеждающую силу любви, энергию, смелость и красоту человека. Братья Диоскуры – Кастор и Поллукс похищают себе в жены прекрасных женщин. В картине великолепно передано ощущение внезапности и тревоги. Низкая линия горизонта подчеркивает монументальность, объемность фигур, четко выступающих на светлом фоне неба. Вздыбленные кони, скачущие в противоположных направлениях, развевающийся плащ, смелые ракурсы фигур усиливают динамику изображаемой сцены.