Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Образ Марии Медичи на картинах Рубенса



С наибольшей полнотой стремительное движение, максимальное напряжение физических сил человека воплощены в «Битве амазонок» (ок. 1618–1620 гг. Пинакотека, Мюнхен) и целом ряде картин с изображением бурных охотничьих сцен («Львиная охота». 1615–1618. Пинакотека, Мюнхен, «Охота на кабана». 1618–1620. Картинная галерея, Дрезден). Полнокровное восприятие бытия, жизнерадостность, прославление национального фламандского типа красоты, характерные для творчества Рубенса в целом, находят яркое и своеобразное воплощение в замечательных мифологических композициях «Возвращение Дианы с охоты» (1615. Картинная галерея, Дрезден), «Пьяный Силен» (1618. Пинакотека, Мюнхен). Рубенс приобретает широкую известность. Его справедливо называют «королем живописцев и живописцем королей». В своей мастерской с помощью учеников, а иногда в содружестве с такими выдающимися художниками, как Ван-Дейк, Снейдерс, писавшими в картинах отдельные детали, художник выполняет многочисленные заказы европейской знати. В 1621–1625 годах он работает над большой серией, состоящей из двадцати трех картин, предназначенных для украшения галереи Люксембургского дворца и изображающих «Жизнь Марии Медичи» (ныне картины хранятся в Лувре). Несмотря на то, что художнику предстояло рассказать о жизни ничем не примечательной особы, талант, фантазия и изобретательность помогли ему создать замечательный декоративно-живописный ансамбль.

Рубенс ввел в картины олимпийских богов и мифологические персонажи, использовал аллегорические образы. В сцене «Воспитание Марии Медичи» маленькую Марию обучают богиня мудрости Минерва и бог искусств Аполлон; с небес к ней спускается Меркурий, а рядом расположились три грации – олицетворение женской красоты и изящества. В сцене «Прибытие Марии Медичи в Марсель» мифологические персонажи – нереиды – изо всех сил тянут канаты, чтобы фантастический корабль-дворец скорее причалил к берегу, а по сходням навстречу королеве уже спешит с распростертыми объятиями девушка – аллегория Франции. Наибольшей исторической точностью отличается «Коронация Марии Медичи». В этой картине Рубенс запечатлел события, происходившие 13 мая 1610 года в Парижском соборе Сен Дени. Ему удалось передать торжественный характер церемонии. Мастер ограничился сравнительно небольшим количеством фигур, создав, между тем, впечатление многолюдной колышущейся толпы. Композиция строится так, что сразу раскрывается основной смысл происходящего. Восходящая линия шлейфа парадного платья королевы подводит наш взор к короне, которой кардинал де Жуайез увенчивает Марию Медичи. Справа и слева от нее располагаются дофин – будущий король Людовик XJII – и Генриетта Мария (позже английская королева). В глубине, в ложе, виден король Генрих IV. Рубенс предполагал создать впоследствии вторую серию картин, посвященную жизни Генриха IV, однако замысел этот не был осуществлен.

В середине 1620-х годов активизируется деятельность Рубенса в качестве дипломата. Он выполняет ответственные поручения инфанты Изабеллы, отстаивает интересы Фландрии и, в частности, способствует заключению мира между Испанией и Англией, в результате чего последняя перестает быть союзницей Голландии в войне с Фландрией. Рубенс совершает дипломатические поездки в Голландию (1626 и декабрь 1631), Испанию (сентябрь 1628 и апрель 1629) и Англию (июнь 1629 – март 1630).

В 1626 году умирает Изабелла Брандт. Спустя четыре года, 6 декабря 1630 года, Рубенс женится на шестнадцатилетней девушке Елене Фоурмен. В это время ему было уже пятьдесят три года, однако брак этот оказался счастливым: супруги имели пятерых детей. Елена вдохновила Рубенса на создание целого ряда замечательных картин и портретов, при написании которых часто позировала художнику.