Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Вклад Рубенса в историю мирового искусства



В 1635 году в связи с прибытием в Антверпен нового наместника инфанта кардинала Фердинанда художник получает заказ на оформление города. Несмотря на крайне ограниченные средства, которые были на это ассигнованы, Рубенс с присущей ему изобретательностью и талантом создал на пути следования знатного гостя целую систему парадных, декоративных сооружений в виде арок, портиков, павильонов, украшенных скульптурой, живописными росписями, лепкой. Многочисленные картины, аллегории, а иногда и надписи, открывавшиеся взору проезжавшего по улицам правителя, должны были напомнить ему о тяжелом положении Фландрии, о нуждах жителей Антверпена и о тех надеждах, которые на него возлагают соотечественники Рубенса. В традиционные украшения для парадной встречи правителя мастер вложил большое патриотическое содержание. Об этой несохранившейся работе сейчас можно судить лишь по гравюрам художника Тюльдена и эскизам Рубенса.

В мае 1635 года Рубенс приобретает загородный замок Стеен. Он живет с семьей на лоне природы и часто совершает прогулки. Заказных работ в последний период становится меньше. Большую часть картин художник выполняет сам, поэтому качество их особенно высоко. Тематика его произведений по-прежнему разнообразна. Все чаще он обращается к пейзажу. Рубенс первоначально во многом исходил из схемы нидерландских и итальянских «героических» пейзажей с искусственно построенным «идеальным» ландшафтом. Однако живое чувство, полнокровное и радостное восприятие бытия все более уводит его от подражания готовым образцам. Наряду с традиционными чертами в картинах «Пейзаж с радугой». Ок. 1632–1635, «Возчики камней». Ок. 1620 (обе в Эрмитаже), и в других работах появляется типично рубенсовское ощущение слияния человека с природой. Люди выступают как активное начало, воздействующее на природу и одухотворяющее ее. Наиболее значительные пейзажи выполнены Рубенсом в последние годы деятельности. В них предстает уже не выдуманная, не построенная по воле художника панорама местности, а реальная действительность – живописные окрестности замка Стеен. Будничные бытовые сценки, которые раньше не привлекали мастера, стремившегося запечатлеть «больших героев в героическом действии», теперь все более занимают его. Он изображает крестьянскую повозку, едущую по дороге, охотника с собакой, притаившегося за корнями дерева в ожидании дичи («Пейзаж с замком Стеен». 1636–1640. Национальная галерея, Лондон) или танцы крестьян на лоне природы («Крестьянский танец». 1636–1640. Прадо, Мадрид).

На протяжении всего творческого пути Рубенс большое внимание уделял портрету. Это были очень разнообразные по характеру произведения, то официальные, парадные (портреты Марии Медичи, Генриха IV, ряд изображений правителей Испанских Нидерландов и др.), то очень живые и одновременно нарядные, декоративные («Портрет Елены Фоурмен». 1632, Пинакотека, Мюнхен; «Соломенная шляпка». 1625. Национальная галерея, Лондон), или внешне сдержанные, но рисующие одухотворенный образ, раскрывающие внутренний мир человека («Портрет камеристки». 1625 – нач. 1630-х гг. Эрмитаж), наконец, интимные («Елена Фоурмен с детьми». 1636. Лувр, Париж и 1634. Пинакотека, Мюнхен и знаменитая «Шубка». 1638–1640. Музей истории искусств, Вена). «Шубка» – одна из поздних и наиболее значительных работ Рубенса. Это интимный портрет Елены Фоурмен, написанный, очевидно, в перерыве между сеансами, когда жена позировала художнику, работавшему над другими картинами. Здесь нет и следа статуарности и условности в трактовке обнаженной фигуры. Живо и непосредственно, со страстностью влюбленного человека, художник передал облик молодой женщины, эффектно оттенив красоту ее тела темным мехом накинутой на плечи шубки. Этот портрет, написанный незадолго перед смертью, он завещал Елене в память о себе. Рубенс умер 30 мая 1640 года.

Творчество Рубенса явилось огромным вкладом в историю мирового искусства. Оно оказало большое влияние на развитие таланта многих выдающихся живописцев Фландрии и других стран, способствовало утверждению реализма, прокладывало пути, по которым шли в дальнейшем художники очень разных творческих исканий. Многое из того, что намечено, скажем, в героической идиллии Рубенса «Сад любви» (1636–1638, Прадо, Мадрид; в XVII веке картину называли «Светская беседа»), находит продолжение в «галантных празднествах» Ватто; рубенсовские «охоты» породили не только массу аналогичных картин у его современников, но и оказали серьезное воздействие на французского художника-романтика Делакруа; от картин Рубенса, прославляющих красоту обнаженного женского тела («Венера с зеркалом». 1615–1618. Музей истории искусств, Вена), тянется нить к произведениям Ренуара (например, «Обнаженная»).

Из мастерской Рубенса вышло около трех тысяч картин и много замечательных рисунков (последние особенно хорошо представлены в Альбертине – Вена, и ряде других крупнейших музеев мира).

Мебель и сантехника для ванной http://sreda-obitaniya.ru/ я решила выбрать здесь.