Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Антонис Ван-Дейк и периоды его творческого пути



Антонис Ван-Дейк родился 22 марта 1599 года в Антверпене в семье состоятельных бюргеров. Он очень рано обнаружил художественные способности и в 1610 году уже обучался у художника Гендрика ван Балена. Первое подписное его произведение («Портрет неизвестного старика». Музей, Брюссель) относится к 1613 году, первый из автопортретов создан также в возрасте тринадцати – четырнадцати лет. В мастерскую Рубенса Ван-Дейк пришел в 1617 году уже сложившимся мастером. В том же году он был принят в гильдию св. Луки. Совместная работа с прославленным живописцем, участие в выполнении больших рубенсовских композиций отразились на творчестве Ван-Дейка, однако и в эти годы он сохраняет собственную, индивидуальную манеру. Рубенс, видевший вандейковские картины с изображением голов апостолов (серия была закончена позже и включала головы двенадцати апостолов и Христа), высоко ценил у молодого художника талант физиогномиста. Он поручал ему писать в своих композициях прежде всего лица. Ван-Дейк много работает и самостоятельно, выполняя портреты антверпенских горожан (портреты К. Ван дер Гееста. Ок. 1621 г. Национальная галерея, Лондон; бургомистра Антверпена Рококса. Ок. 1621 г.; «Семейный портрет». Ок. 1621 г. – оба в Эрмитаже и др.), а также картины на религиозные сюжеты («Мучение св. Себастьяна». 1618– 1621. Пинакотека, Мюнхен; «Медный змий». 1620. Прадо, Мадрид; «Распятие Петра». Музей, Брюссель и др.).

Значительную часть жизни Ван-Дейк провел за пределами Фландрии, прежде всего в Италии и Англии. Поэтому творческий путь его можно разделить на четыре периода: первый антверпенский (до 1621), итальянский (1621–1627), второй антверпенский (1627–1632) и английский (1632–1641).

В 1620 году по приглашению короля Якова II художник приезжает в Лондон. Однако этот первый приезд в Англию носил эпизодический характер, он остается там недолго, ясно ощущая соперничество английских живописцев. Посещение британской столицы позволило Ван-Дейку увидеть находящиеся в английских собраниях картины Тициана. Знакомство с творческим наследием великого венецианца он продолжил вскоре уже на родине Тициана. В конце 1621 года Ван-Дейк уехал в Италию, где еще живы были воспоминания о пребывании Рубенса. Ван-Дейк, как близкий к нему живописец, был встречен с почетом. Посетив Геную, Рим, Болонью, Венецию, Мантую, снова Рим и Геную, через Палермо и Францию он выехал во Фландрию.

В Италии (в основном в Генуе) мастер создает замечательные парадные портреты, живописное исполнение которых свидетельствует о творческом использовании достижений венецианских живописцев, а также о ярком и самобытном характере его искусства. Заказчикам импонировало умение Ван-Дейка точно передать портретное сходство и одновременно возвеличить и прославить изображаемого человека. Генуэзского маркиза Бриньоле Сале художник изобразил в элегантном темном костюме, верхом на белом коне (палаццо Росси, Генуя). Изящным жестом сняв шляпу, он любезно приветствует зрителя. Удлиненные пропорции фигуры, лица, рук, колонн здания взаимосвязаны с вертикальным форматом картины. Избранная Ван-Дейком точка зрения заставляет нас смотреть на всадника несколько снизу, что возвышает портретируемого, подчеркивает величие аристократа. В это же время были написаны портреты жены маркиза и его сына, маркизы Дураццо, принца Савойского, банкира Люманя и др. Но наибольшую известность приобрел «Портрет кардинала Бентиволио» (Питти, Флоренция), исполненный в 1623 году. Фигура сидящего в кресле кардинала дана в трехчетвертном повороте и обращена налево, голова же и внимательный взор умных глаз устремлены направо, в сторону невидимого собеседника. Портрет выдержан в пылающих, пунцово-красных тонах. Внешнее движение, насыщенный колорит картины соответствуют внутреннему порыву и энергии изображаемого.