Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Самсон и Далила, Распятие Христа, Мадонна с куропатками



Наряду с парадными монументальными произведениями (оказавшими в то время большое влияние на итальянскую портретную живопись), Ван-Дейк создает и более интимные картины. Так, на холсте, уже использованном под эскиз портрета Бентиволио, он написал замечательный эрмитажный «Мужской портрет» (считавшийся ранее изображением Л. Махаркейзуса). В этом динамическом и по существу сюжетном портрете в «диалоге» с невидимым нам человеком раскрывается характер портретируемого. Внутренне насыщенные, интенсивные тона, усиливающие драматическое звучание картины (воздействие венецианских живописцев), сочетаются в этом портрете с характерными для Ван-Дейка приближением образа к зрителю и почти рембрандтовским психологизмом и мастерством в использовании светотени.

Вскоре по возвращении во Фландрию (1627 г.) Ван-Дейк предпринимает издание серии гравюр, включающей 100 портретов выдающихся современников. Это так называемая «Иконография Ван-Дейка», представляющая большую историко-документальную и художественную ценность. Написанные Ван-Дейком в небольшом формате маслом, с использованием только серых и черных тонов, портреты выполнялись в технике офорта в большинстве случаев другими мастерами. Окончательно эта работа была закончена уже после смерти Ван-Дейка. Помимо этого, художник пишет маслом портреты известных фламандских живописцев, в том числе Снейдерса, Г. де Крайера, Броувера, Снайерса, Мартина Рейкерта. Он создает лучшие картины на мифологические сюжеты: «Самсон и Далила» (Музей истории искусств, Вена), «Венера и Вулкан» (Лувр, Париж), «Сусанна в купальне» (Пинакотека, Мюнхен), а также композиции церковного содержания: «Распятие Христа» (много вариантов), «Оплакивание» (ок. 1627–1630 гг. Музей в Далеме, Берлин). В этих работах постепенно усиливается тенденция к обобщению и идеализации (отчасти благодаря влиянию произведений испанского живописца Мурильо).

В таких картинах, как эрмитажная «Мадонна с куропатками» (ок. 1632 г.), изображение традиционной сцены отдыха святого семейства на пути в Египет, при всей убедительности и конкретной осязательности образов, живости лиц, прекрасной передаче вечернего освещения, носит известный оттенок театрализации, подчеркнутого изящества и чувствительности (образ Марии, танцующих в хороводе ангелов). Ряд деталей в картине имеет аллегорический смысл. В частности, куропатки (символ беспутства) изображены улетающими – им нет места вблизи Мадонны.