Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Антонис Ван-Дейк живет и творит в Лондоне



В 1632 году Ван-Дейк переезжает в Лондон ко двору Карла I, где и остается до конца жизни, лишь ненадолго покидая пределы Англии (в 1634–1635 годах художник совершил поездку во Фландрию, в 1640 и 1641 годах – в Антверпен и Париж). Пребывание его в Англии совпало со временем роста революционных настроений в стране (усиление оппозиции, столкновение короля с парламентом.) Картины английского периода, в основном портреты, представляют большой интерес для историков. На них изображены многие будущие участники событий английской буржуазной революции. Будучи придворным живописцем Карла I, Ван-Дейк вращается в аристократических кругах, он имеет в Лондоне два дома, король осыпает его почестями, возводит в рыцарское звание и награждает золотой цепью. Художник организует большую мастерскую с многочисленными учениками, где выполняет заказы Карла I и английской знати. Лучшим из целого ряда портретов короля является исполненный в 1635 году и ныне находящийся в Лувре. В этом портрете Карл I изображен на охоте в момент, когда, сойдя с коня, он остановился на возвышении под кронами деревьев. Выразительна горделивая поза короля: он стоит, подбоченясь, и уверенно опирается о трость; его фигура в изящном охотничьем костюме четко выделяется на фоне неба. Декоративно трактованный пейзаж, слуга, хлопочущий возле коня, и мальчик-паж играют вспомогательную роль, подчеркивая в этой парадной картине высокое положение короля. Ван-Дейк выступает блестящим колористом; сопоставлением серовато-серебристых, голубых и желтых тонов, оживляемых красным цветом, он достигает впечатления изысканной нарядности.

Художник пишет много портретов английской королевы Генриетты Марии, а также детей Карла I (лучшие в Виндзоре и Лувре). Малыши в картинах Ван-Дейка держатся подобно взрослым аристократам, однако он умело передает их непосредственность, нежность и хрупкость. В последний период жизни, обремененный бесчисленными заказами, Ван-Дейк все чаще привлекает себе на помощь учеников. Это приводит порой к снижению качества исполняемых картин. Для самого Ван-Дейка в последние годы характерна большая идеализация модели (нередко лица приобретают оттенок кукольности, изящные руки, написанные иногда со слепков, выглядят мертвыми и неподвижными), колорит становится светлым, усиливаются декоративные тенденции. В 1639 году Ван-Дейк женится на одной из придворных дам короля – девушке из обедневшего, но знатного рода – Марии Рутвейн. В 1640 году после короткого пребывания на родине и во Франции, где ему не удается в это время получить большие заказы, художник возвращается в Лондон (1641).

Ван-Дейк был еще далеко не стар, однако напряженный труд и светская жизнь, отнимавшие много сил, подорвали его здоровье. 9 декабря 1641 года Ван-Дейк умирает. Различные стороны его дарования постоянно привлекали внимание как художников-реалистов, так и мастеров парадного искусства в Италии, Фландрии, Голландии, Франции и особенно в Англии. Имя Ван-Дейка было окружено множеством анекдотов и легенд. Нередко в нем видели прежде всего баловня судьбы, светского кавалера, модного и преуспевающего художника европейской знати, оторванного от Франции и мало интересующегося ее судьбами. Но в действительности жизнь художника была далеко не такой легкой и безоблачной, как это многим казалось. Еще будучи совсем молодым, он должен был зарабатывать хлеб нелегким трудом живописца. Ему знакомы были горестные поиски заказов. Надолго уезжая за границу, чтобы получить значительную и интересную работу, он тосковал по дому.

Ван-Дейк не порывал с Францией, с традициями ее искусства. Всю свою жизнь он был неутомимым тружеником. Огромное художественное наследие Ван-Дейка, и, прежде всего, созданные им портреты, принадлежат к числу ценнейших памятников XVII века.